Борис Грызлов: Опора для промышленности

Борис Грызлов, председатель Государственной Думы, Председатель партии "Единая Россия":

Сегодня уже можно считать общепризнанной точку зрения, что инфраструктурные ограничения являются одним из наиболее чувствительных факторов, препятствующих развитию отечественной индустрии.

Однако промышленная инфраструктура - это не только дороги, трубопроводы, морские порты и электрические сети. В определенном смысле это еще и институты, обеспечивающие не технологические, а экономические аспекты деятельности индустрии. Такой инфраструктуры России тоже пока не хватает. Именно этим обусловлены усилия государства, направленные на формирование Банка развития, Венчурного фонда и других подобных институтов. Речь идет о большой и очень важной работе - только в нынешнем году на их капитализацию планируется направить порядка 300 млрд рублей.

Важнейшим аспектом данной проблемы является наличие в стране крупных корпораций, производящих сложную и наукоемкую продукцию. Именно вокруг них - это подтверждает и мировой, и отечественный опыт - формируется множество малых и средних предприятий, поставляющих комплектующие, осуществляющих сервисные услуги, занимающихся научными разработками. Существование подобных корпораций, таким образом, является значимым фактором формирования в стране промышленной среды.

К сожалению, в современной России таких связанных с производством высокотехнологичной продукции крупных компаний все еще мало. Показательно, что в структуре отечественного экспорта доля сырья и продукции с невысокой добавленной стоимостью составляет около 90%. А в общей сумме расходов на

НИОКР, по оценкам экспертов, негосударственные инвестиции составляют лишь 40% (а например, в Китае - около двух третей). Это выводит на первый план вопрос о развитии в стране крупных производств, создающих сложную машиностроительную продукцию и соответственно потребляющих отечественные же комплектующие и услуги.

Возможна ли целенаправленная, основанная на рыночных принципах государственная политика, способствующая решению данной задачи? Безусловно, да.

В качестве позитивного примера может рассматриваться автомобильная промышленность. Благодаря разработке и внедрению в практику так называемого режима промышленной сборки, предоставляющего инвесторам существенные преференции, свои производства в России сейчас создают многие ведущие мировые компании. Под Санкт-Петербургом, в районе поселка Шушары, активно строит завод "Тойота". В Калужской области крупное предприятие создает "Фольксваген".

Этот список можно продолжать. В целом же уже в прошлом году объем инвестиций в отрасли превысил 60 млрд рублей. Суммируя производственные показатели сборочных предприятий, можно сделать вывод, что к 2010 году производство автомобилей иностранных марок в России превысит 1 миллион штук в год.

Однако сама по себе сборка, если она осуществляется исключительно из иностранных комплектующих, мало что дает экономике. Именно поэтому важнейшим элементом государственной политики по поддержке инвестиций в данной отрасли являются четкие условия по локализации, то есть организации производ-ства значительной части автокомпонентов в России. Причем речь идет не только о создании новых предприятий, но и о поставках с уже существующих отечественных заводов.

Следует отметить, что ожидаемые объемы производства здесь очень велики. По авторитетным оценкам, в перспективе в России может производиться до 70% комплектующих, узлов и агрегатов. Заметным будет и социальный эффект, поскольку каждое рабочее место на сборочном производстве обеспечивает до восьми рабочих мест на предприятиях-смежниках.

Аналогичным образом влияет на развитие экономики появление крупных компаний в других секторах промышленности. Реализация осмысленной государ-ственной политики в отношении приоритетных отраслей дает тысячам предприятий все основания надеяться на рост производ-ства.

Так, уже в нынешнем году объем заказов на перспективный российский гражданский самолет "Сухой-Суперджет" достигнет, по оценкам специалистов, не менее 100 единиц. Поставки лайнера авиакомпаниям должны начаться уже в 2008 году. Соответственно появится и регулярный заказ для производителей компонентов, двигателей и так далее.

Масштабные проекты реализуются в электроэнергетике. К 2020 году объем долгосрочной инвестиционной программы составит здесь от 12 до 16 трлн рублей. Значительная часть этих средств достанется энергомашиностроителям и поставщикам оборудования.

Программа строительства АЭС предусматривает создание в России в те же сроки 26 атомных энергоблоков. Кроме того, восстановление серийного производства в сочетании с ростом спроса позволит рассчитывать на значительный объем экспортных заказов. Речь идет о строитель-стве в течение ближайшей четверти века порядка 60-70 энергоблоков на общую сумму около 100 млрд долларов (в сегодняшних ценах).

Возрождение национальной судостроительной промышленности в обозримой перспективе обеспечит трехкратное повышение объемов производства. Только для обеспечения добычи углеводородов на российском шельфе в течение ближайших девяти лет потребуется порядка 100 единиц специализированного флота и платформ на общую сумму около 223 млрд рублей.

Все эти примеры - от производства автокомпонентов и до строительства АЭС - результат осознанных действий государ-ства в сфере инфраструктуры и промышленной политики. Вопреки мнению скептиков они не ведут к расширению участия государства в экономике, поскольку не предполагают масштабных приобретений им новых активов. Но в то же время данная политика позволяет обеспечить заказами не только крупнейшие концерны, но и тысячи заводов-поставщиков по всей России.

Это становится сильнейшим стимулом для развития частных предприятий в несырьевых отраслях, особенно в машиностроении, для роста объемов инвестиций и для НИОКР. Государство, как и говорил Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию, подставляет плечо бизнесу, способствуя его развитию там, где такая поддержка действительно нужна.