Российская газета | Вы уехали из СССР и с тех пор стали известным на Западе педагогом-балетмейстером. С какими труппами вы работали?
Михаил Мессерер | С большинством. Помимо балета театра "Ковент-Гарден" и Английского национального балета давал мастер-классы в парижской "Гранд-Опера", Американском балетном театре, в балете Монте-Карло и в Австралийском балете, в Датском королевском и Шведском королевском балетах, театре "Колон" Буэнос-Айреса, балете Бежара, в Берлинском, Мюнхенском и Штутгартском балетах, оперных театрах Рима и Флоренции, неапольском "Сан-Карло", балете Марселя, Будапештской опере, в труппе Матса Эка в том же Стокгольме, во многих других труппах - к примеру, я постоянный приглашенный педагог-балетмейстер театра "Ла Скала". Но Большой театр - это моя первая любовь.
РГ | В Москву вы приехали возобновлять балет...
Мессерер | Несколько лет назад ко мне обратился худрук балета Большого театра Алексей Ратманский, который знал, что я восстанавливал этот балет на Западе. Он считает, что этот исконно московский спектакль - идеальная форма представления для того, чтобы одновременно труппу держать в форме и дать труппе возможность этой формой блеснуть. Но я бы не стал называть "Класс-концерт" Асафа Мессерера в полном смысле балетом. Это скорее класс на сцене, разогрев перед последующими балетами. Любой артист балета по всему миру каждое утро становится к палке и под придирчивым взором педагога-балетмейстера выполняет ряд обязательных движений - от простейших базовых элементов до труднейших виртуозных движений в конце класса. A подсмотреть балетную кухню, кирпичики-элементики интересно не только для балетоманов, но и просто для зрителей.
РГ | О классе вашего знаменитого дяди ходят легенды ...
Мессерер | Асаф Михайлович с его щадящими, но очень полезными для тела танцовщиков и удивительно логичными экзерсисами, с его мягким, но авторитетным голосом, со всем его интеллигентным обликом привносил в класс радостную, мажорную тональность. Это превращало тяжкий и кропотливый балетный труд в удовольствие, в увлекательное исследование артистами собственных танцевальных возможностей.
РГ | И какова история появления этого спектакля?
Мессерер | "Класс-концерт" - один из серии сочинений на тему балетного урока. Первым делом вспоминается "Консерватория" Бурнонвиля 1848 года. Ровно через сто лет, в 1948 году, были поставлены знаменитые "Этюды" Ландера, а еще через 10 лет появился "Класс-концерт". Парижская опера привозила "Этюды" в Москву, и москвичам показалось поразительным, что "Этюды" очень напоминали прославленные ежегодные экзаменационные уроки-демонстрации выпускных классов Мессерера. Директор школы Большого Элла Бочарникова и худрук балета Большого театра Леонид Лавровский попросили Мессерера создать "наш ответ Чемберлену". Но если в своих "Этюдах" Ландер не обязательно придерживается порядка класса, то Асаф Мессерер решил показать на сцене полный урок и соблюсти порядок движений как у станка, так и на середине. Зритель видит именно то, что ежедневно можно увидеть в балетном классе. И после "Класс-концерта" трудно вспомнить какое-либо движение балетного экзерсиса, не показанное в этот вечер. В спектакле даже есть момент поливки пола: в то время, когда ставился спектакль, полы в залах были деревянные, и кто-то из младших раза два-три за урок поливал пол водой из леек, ибо на сухом полу заниматься скользко. Сегодня этого почти нет, так как в большинстве залов - линолеум, но этот элемент я хотел бы сохранить в спектакле, как это было у Асафа Михайловича. Правда, могу открыть секрет: лейки будут пустыми. Мы только сделаем вид, что поливаем...
РГ | В спектакле заняты и ученики балетной школы?
Мессерер | В "Класс-концерте" будут заняты учащиеся Московской академии хореографии. В этом спектакле заметна идея о связи театра со школой. В то время, когда балет ставился, школа находилась напротив Большого театра, за ЦУМом. Мы, ученики, знали артистов, артисты знали всех нас. Недавние выпускники бегали к своим школьным учителям делать урок вместе с учащимися. Урок в театре в 11 часов, и многие спешили на урок в школу к 9 утра. Скажем, Елизавета Павловна Гердт преподавала и в Большом театре, и в школе, так же как и Асаф Мессерер, Марина Семенова, Суламифь Мессерер. Тогда не казалось странным, что ученик приходил посмотреть репетицию, и не было зазорным артисту порепетировать с девочкой, которая только заканчивает школу. Я сам танцевал в "Класс-концерте" в самой первой постановке, когда мой дядя Асаф Мессерер создал его для школы Большого, сначала дав спектаклю название "Урок танца". Работать он начал в 1959 году, а премьера была в 1960-м. Я тогда учился в первом классе школы и был среди четырех или пяти мальчиков у станка, которые делали простейшие движения. Через несколько лет этот спектакль переставили на труппу Большого, сменив название на "Класс-концерт". В дальнейшем "Класс-концерт" неоднократно восстанавливался Асафом Мессерером для многочисленных поездок балета Большого театра за границу: зарубежные импресарио неизменно требовали его включения в программу гастролей. Речь идет о конце 70-х. В то время в театре фактически было три труппы: Юрия Григоровича, Майи Плисецкой и Владимира Васильева. Спектакль обычно брала на гастроли труппа Плисецкой. Из-за гастрольного графика нам, артистам, часто приходилось подменять друг друга. Мы знали все движения, и это очень помогло мне в дальнейшем восстановить этот балет. Я запомнил практически все варианты и версии Асафа.
РГ | В этом спектакле всегда танцевали звезды?
Мессерер | Собрать в этом спектакле огромное количество звезд всегда удавалось, хотя тут много не натанцуешь: чтобы показать как можно больше солистов, приходится делить между ними комбинации. Но при этом ни Владимир Васильев, ни Николай Фадеечев, ни другие выдающиеся танцовщики не стеснялись показаться в этом спектакле в одном-двух движениях, ибо считалось за честь явить себя частью великой труппы Большого театра. Юрий Владимиров выходил на свой знаменитый "револьтад", а Саша Годунов исполнял двойные "ассамбле" в разделе прыжков... Вспоминая, например, как Михаил Лавровский замечательно исполнял "сиссоны" с поворотом в воздухе и продвижением вперед по диагонали, я сейчас выбираю танцовщика, которому это движение тоже идет.
РГ | Что-то приходится менять в сегодняшней постановке?
Мессерер | Моя роль в постановке - не "самовыразиться", а восстановить балет Асафа Мессерера. В театре считают, что "Класс-концерт" - один из "винтажных" спектаклей советского периода, и сейчас мы с танцовщиками Большого работаем в стиле ретро. Интересно, что когда после побега из СССР я приехал в Англию, то от знаменитой Нинетт де Валуа услышал в классе требования, которые до этого встречал на уроках Елизаветы Гердт и других старых российских педагогов. В конце 1970-х в России многое стало забываться - требования к чистоте позиций, мелкой технике, постановке стоп, мягкости "плие". Сегодня, работая с артистами Большого, прошу вернуть утерянное - работу всего корпуса, ступней, пластические нюансы, детали, женственность, музыкальность движений, жестов и связок, добиваюсь чистоты канона.
РГ | При каких обстоятельствах вы остались за границей?
Мессерер | В 1980-м моя мама Суламифь Мессерер преподавала балет в Токио по контракту от советского министерства культуры, а я приехал туда на гастроли с труппой Большого. В этот момент мы и приняли решение вырваться из СССР: прыгнули в такси и поехали в американское посольство. Политического убежища не просили: сказали просто, что хотели бы работать на Западе. Но в Советском Союзе наш шаг все равно был расценен как политический, и в условиях "железного занавеса" мы потеряли возможность даже на общение с родственниками. Лишь позже, когда это стало возможно, я приглашал Асафа Мессерера в Америку на педагогические семинары. Там я с трепетом показал ему видео своих возобновлений "Класс-концерта". Cистема Асафа Михайловича мне особенно близка, так же, как и метод моей мамы - Суламифи Мессерер, они учились у Василия Тихомирова, оба выросли на репертуаре Александра Горского.
РГ | Что все-таки изменилось в современном балете?
Мессерер | Существует мнение, что облик балетного класса не меняется уже несколько столетий и балету не нужна машина времени, чтобы увидеть, что делали танцовщики в классе в 1825 году или в 1925-м. Но также есть мнение, что за последние лет сорок балетная техника достигла невероятного прогресса. Я бы сказал, что сегодня усилились требования к чистоте танца, линий, движения стали более острыми, резкими - в том смысле, как это слово употребляется в фотографии. Но техника не изменилась так сильно, как, скажем, в спорте: вместо двойных туров в воздухе мне не приходится ставить тройные или четверные. Форма пируэта стала значительно лучше, но их количество не увеличилось: Геннадий Ледях, премьер 1950-х годов, в "Пламени Парижа" делал тринадцать пируэтов - я лично видел. Асаф Мессерер делал восемь двойных туров в воздухе в темпе вправо и сразу за этим восемь влево. Сейчас мало кто может к такой виртуозности приблизиться.
РГ | На нынешней премьере нас ожидает уникальная возможность сразу увидеть всех звезд Большого?
Мессерер | В возобновленном "Класс-концерте" великолепно танцуют примы и премьеры театра, ведущие солисты. И, конечно, знаменитый женский кордебалет Большого. Для зрителя это настоящее пиршество - увидеть в одном спектакле сразу столько любимых артистов.