Теленеделя с Ю. Богомоловым: телеканалы подсели на "повторюшки"

В пору летней суши, то есть оттока телезрителей от экранов, каналы по понятным причинам предпочитают повторяться. Делают это они по-разному.

Попереключаем...

Безыскуснее всего и без особых претензий бисирует телеканал НТВ. По утрам он гонит уже один раз провалившийся банный сериал - "В воскресенье в женской бане", где завернувшиеся в простыни распаренные дамы делятся друг с другом своими романтическими историями. По вечерам уже другие дамы занимают наше внимание своими сексуальными заботами в большом городе. И тоже не в первый раз. Речь идет о сериале "Бальзаковский возраст", следом за которым происходят суровые разборки в "Зоне" по второму разу.

Эфир, таким образом, под завязку забит жевано-пережеваным криминально-мелодраматическим мылом - и ладно. Руководству этого канала зрительский рейтинг бы удержать на приемлемом уровне. До рейтинга репутационного ему нет дела.

Иная песня - Первый канал. У него во всем претензия, даже в провалах. Он и свои "повторюшки" несет с большим достоинством, под гордой вывеской - "Лучшее".

На прошлой неделе показали избранные номера из шоу "Звезды на льду". На этой - из программы "Две звезды". И, как ни странно, обе выжимки, показанные "на бис", с обескураживающей очевидностью обнаружили несостоятельность раскрученных шоу. Всю эту звездную самодеятельность, что на льду, что на стеклопластике, трудно смотреть без сочувствия к ее . Еще когда Оксана Пушкина, колдыбаясь, катается на коньках или Анастасия Заворотнюк, перенапрягаясь, подпевает Михаилу Боярскому из спортивного интереса, куда ни шло. А как их и прочих звезд выдергивают из контекста состязательного действа и преподносят как мастеров фигурного катания и выдающегося вокала, то получается жалкое зрелище.

Скрытым повтором на Первом можно счесть показываемые по уик-эндам телевизионные экранизации детективной прозы Татьяны Устиновой "Мой личный враг" и "Подруга особого назначения". В грядущее воскресенье будет прокручено "Большое зло и мелкие пакости".

И мелкие, и крупные "пакости" были произведены телеканалом СТС и на нем же демонстрировались.

Попутно обратим внимание на то, что уровень взаимного сотрудничества обоих каналов неуклонно повышается. СТС ("Первый просто развлекательный", как позиционирует сама себя и не без основания эта телекомпания) все чаще одалживает Первому (первому каналу во всех отношениях) фильмы, звезд и руководящих работников. Так дело пойдет, и мы сможем увидеть в эфире у Константина Эрнста то, что представляет красу и гордость эфирного хозяйства Александра Роднянского, правда, уже достаточно амортизированную,- ситком "Мою прекрасную няню" и драмеди "Не родись красивой". То был бы всем повторам повтор. И вообще, не ждет ли нас очередное слияние лун, то бишь телеканалов.

Впрочем, это бы ладно. Хуже другое: мы в последнее время становимся свидетелями рецидивов нашего незабвенного прошлого.

Плохо забытое старое

Для начала о курьезном. Всю неделю "Россия" по вечерам транслировала концерты "Славянского базара". То была такая манифестация культурного единства на постсоветском пространстве в абсолютно советском формате дружбы народов. И вдруг казус: в записи трансляции на Россию вымарывается фрагмент, где Верка Сердючка танцует с президентом Лукашенко.

Когда раздались патриотические вопли "желтых" медиа по поводу "Гуд бай, Раша" на "Евровидении", я подумал, что все это вздор и смеха ради. Глупо, подумал я, обижаться на шута. Но, оказывается, Верку, перепародировавшую всю постсоветскую попсу, восприняли серьезно на государственном уровне. Сначала ее не пустили на олимпийский концерт в Сочи, теперь подвергли изъятию из "Славянского базара".

И опять же, шут с ней, с Веркой. В конце концов, не может цензурный пафос советской идеократии не аукнуться каким-нибудь идиотическим фарсом. Он и аукнулся скандалом с Сердючкой.

Это было бы смешно, если бы дело не приняло серьезный оборот.

Вдруг из сетки вещания "России" изымается и проанонсированный на две недели вперед в "ТВ-Парке" сериал "Тюрьма особого назначения". Вместо него ставится сериал "Телохранитель", однажды уже, если мне не изменяет память, показывавшийся.

Первая мысль: наверное, руководство канала спохватилось, что уголовная тематика слишком сгустилась в отечественном эфире. Ведь на соседней кнопке зрители следят за специфическим повествованием "Зона". И решило, что называется, "сменить пластинку" в интересах потребителя.

Ларчик открылся проще, чем мы могли себе это представить. Руководство не ВГТРК, а ФСИН (Федеральная служба исполнения наказаний) попросила снять с эфира "Тюрьму" и прислать ее в свое ведомство на предварительный просмотр. Оно обеспокоилось имиджем своей структуры.

Озабоченность имиджем - дело хорошее, но тут надо в первую очередь предъявлять претензии не к зеркальному отражению; тут надо бы на себя оборотиться.

Что же касается самого сериала, то, посмотрев его на DVD, могу утверждать, что это крепко закрученный детективный сериал, нормальное "криминальное чтиво", профессионально сработанное режиссером, хорошо сыгранное известными актерами. Там тюрьма со своими порядками для смертников - такое же условное место действия, как необитаемый остров в "Робинзоне Крузо". Если господа функционеры из могущественных корпораций не обязаны видеть разницу между документалистикой и беллетристикой, то телевизионные начальники могли хотя бы о ней догадываться.

Впрочем, что уж анализировать сочинение, которого не видели зрители. Не его судьба (при всем уважении к авторам) меня лично тревожит. Тревожен прецедент ведомственной цензуры. С легкой руки ФСИНа и другие силовые министерства и комитеты станут требовать на предварительный просмотр фильмы, в которых задевается честь министерских мундиров.

Все это мы уже имели сполна, о чем живо напомнил ненароком показанный в минувшее воскресенье документальный фильм на канале "Россия" о великом и ужасном Сергее Лапине, самом загадочном руководителе советского ТВ. Он называется "За железной маской. Сергей Лапин".

В фильме запечатлен бесценный опыт служения человека Времени. Это он сам про себя так думал и что-то такое сказал на прощальной с коллективом ЦТ летучке.

На деле Лапин Сергей Георгиевич служил не Времени, а временщикам. Он был в силе, пока они были сильны, и мгновенно ослабел, едва режим перестал быть для него "железной маской".

***

P.S. Смею надеяться, что и этот телеобзор не был послан на предварительный просмотр руководителям ТВ.