С одной стороны, идея Грефа - отдать в частные руки разработку стратегии по развитию Дальнего Востока - понятна. Один из его заместителей - Виталий Савельев - уже давно занимает пост ответственного секретаря комиссии, полностью погрузившись в тему. Еще и подготовки стратегии штабу главного экономиста просто не вынести. Именно поэтому Греф и предложил провести конкурс для выбора компании, которая уже в этом году получила бы 50 миллионов рублей.
Однако молчавший до последней минуты Фрадков неожиданно выступил против: "Это нереально, конкурс ничего не решит". "Одна компания или одна структура просто не поднимет этот вопрос, особенно в геополитическом контексте, - пояснил премьер. - У нас секретов больше, чем в Южной Корее и Китае, и просто так отдать на конкурс эту информацию нельзя, нужно обеспечить режимность данной работы". Премьер уверен, что над стратегией должен работать коллектив авторов. "У меня была цель максимально определить этих, можно сказать, "писателей" - и их примерный круг уже ясен", - сказал премьер. Правда, учитывая, что других "писателей", кроме Грефа, у Фрадкова просто нет, все больше было очевидно, что решать поставленную задачу придется ведомству главного экономиста или министерству регионального развития, которое вовремя успело откреститься от этой стратегии.
В то же время Фрадков не исключил возможности проведения конкурсов по исполнению конкретных задач на отдельных этапах реализации стратегии. Однако что касается разработки комплексной стратегии, то "конкурс проводить не будем - я настойчиво прошу, иначе мы не попадем в точку", - подчеркнул Фрадков. Председатель правительства отдал распоряжение до
1 сентября текущего года сформировать порядок организационной работы по разработке стратегии и поручил вице-премьеру Александру Жукову эту работу возглавить.
Согласилось правительство и с предложением Грефа включить в стратегию помимо Дальневосточных регионов и 3 субъекта Восточной Сибири - Читинскую, Иркутскую области и Республику Бурятия. А все потому, что, как разъяснил главный экономист, проблемы там такие же, как и на Дальнем Востоке, - недоразвитость.
На самом деле анализ ситуации в регионе, проведенный в минэкономразвития выглядел не слишком оптимистичным: демографическая ситуация равномерная, но неблагоприятная, по миграции - устойчивая отрицательная, сдерживающих экономический рост факторов хоть отбавляй. Кроме того, давление на экономическую ситуацию оказывает низкая обеспеченность социальной инфраструктурой.
32 федеральные целевые программы на общую сумму 27,7 миллиарда рублей, сделал вывод Греф, не обеспечивают опережающего роста и "должны быть уложены в прокрустово ложе стратегии".
В общем, целостной картины развития экономисты пока не увидели. И за короткое время "сделать это не сможем", то ли признался Греф, то ли объяснил, почему надо провести конкурс на разработку дальневосточной стратегии. Экономисты рекомендуют составить стратегию из
4 блоков. Первый - аналитический, включающий обзор банковского и страхового секторов региона, экономической политики стран АТЭР в отношении Дальнего Востока и меры противодействия угрозам партнеров и конкурентов.
- Мы привыкли говорить вполголоса, но этого не надо стесняться, - посоветовал Греф премьер-министру Михаилу Фрадкову, приведя в пример корейскую программу, не допускающую возникновение угроз со стороны партнеров.
Следующий блок - это три сценария развития. Первый - инерционный, второй - базовый и, по словам Грефа, предусматривающий идеальную ситуацию, и третий - оптимальный, основывающийся на прогнозе социально-экономического развития страны.
Третий блок предусматривает разработку механизма оптимального сценария, а четвертый - формирование четкого плана действий по реализации стратегии, чтобы, как заметил главный экономист, "она носила не виртуальный характер".
Однако, по мнению экономистов, ключевым фактором в сдерживании развития экономики Дальнего Востока является неразвитость транспортной инфраструктуры. "Освоение новых месторождений, переработка леса - все упирается в строительство новых объектов транспортной инфраструктуры, а без серьезной федеральной поддержки регионам не решить эту проблему", - заметил министр.
Услышав об этом, первый вице-премьер Сергей Иванов не смог промолчать. Он считает, что в этом регионе надо создавать авиационные и судостроительные производственные мощности, и развивать первичную переработку леса. "Если уберем экспорт боевых самолетов и вертолетов, то от всего экспорта машиностроения в Дальневосточном округе останется жирный ноль", - заметил он.
Когда же Иванов заговорил о необходимости разработки мер по развитию перерабатывающих мощностей древесины, это было похоже даже не на предупреждение, а, скорее, на угрозу. "То, что творится в Восточной Сибири, Бурятии, Чите и Амурской области, - варварская браконьерская вырубка леса, по сути, стала народным промыслом",- не скрывая эмоции, заметил Иванов. Он считает, что первоочередные шаги по развитию переработки леса в этих регионах должны сделать местные власти. "Никто в Москве за вас это не сделает. Через некоторое время, если вы этим не займетесь, займутся правоохранительные органы", - видимо, предупредил Иванов.
На самом деле у Иванова, судя по всему, было немало претензий к программе. Он напомнил разработчикам и о предложении субсидировать авиатарифы, с целью способствовать территориальной целостности страны.
Хотя заместитель Грефа Виталий Савельев тут же дал ответы на все возникшие вопросы, заметив, что, "может, еще не все успели глубоко погрузиться в тему", но все эти пункты в программе отражены.
Вышедший на трибуну губернатор Читинской области Равиль Гениатулин несколько остудил пламенный порыв собравшихся, заметив, что у него на столе как раритет лежит программа 20-летней давности по развитию Дальневосточного региона, что свидетельствует об отрыве на 15-20 лет. Да и в регионе на стратегию смотрят несколько иначе, чем в центре. "Зарплату платить надо? Надо, потому что надо, - рассказывал о своих размышлениях губернатор. - В программу включиться надо? Надо, потому что потомки не простят. В общем, проблема софинансирования остра, как никогда".
- Никто не обещал, что будет легко, - бросил Фрадков.
- Да программа хорошая, - не стал спорить Гениатулин, пытаясь намекнуть, что проблемы-то в деньгах.
- А у нас многие не читают, - не стал скрывать Фрадков.
Но губернаторские предложения о защитных мерах все же отверг, предложив не идти по легкому пути, а создавать собственное производство. "Плохо, если останутся на поверхности только призывы", - заметил премьер.
А визиты губернаторов в центр Фрадков рассматривает с другой точки зрения - будут чаще ездить, станут чаще читать о планах центра.
Однако кто станет разрабатывать и реализовывать стратегию, покажут уже президентские выборы.