Евсей Гурвич: высокая зарплата - серьезный вызов для нашей промышленности

Российская экономика уже почти год демонстрирует очень неплохие показатели - 6,5 - 7 процентов роста внутреннего валогового продукта. К тому же налицо активизация инвестиционного процесса.

Как результат - пошла на подъем обрабатывающая промышленность, которая растет опережающими темпами по сравнению с другими секторами. Но означает ли это, что нам теперь автоматически обеспечено движение по нарастающей траектории? С этого вопроса началась наша беседа с руководителем Экономической экспертной группы Евсеем ГУРВИЧЕМ.

-Анализ ситуации показывает, что о каких-либо гарантиях говорить было бы легкомысленно. У нас слишком много слабых мест. Более того, в ближайшие несколько лет условия для развития экономики во многих отношениях ухудшатся.

- Нефть?

- Во-первых, стабилизируются цены на нефть. В стране замедлилась ее добыча - она отстает от общего роста экономики. В результате природная рента в процентах от ВВП быстро сокращается.

Во-вторых, российская экономика очень энергоемкая, по этому показателю мы превышаем в несколько раз развитые страны. А это приведет к тому, что нам окажется не просто пережить предстоящее повышение внутренних цен на газ, а следовательно, и на электроэнергию.

В-третьих, опережающими темпами растет зарплата. Если в прежние годы главным источником этого роста являлось удорожание наших экспортных товаров, то сейчас началось увеличение зарплаты за счет сокращения прибыли предприятий. Это означает, что условия для ведения бизнеса усложняются. Уже сегодня средняя зарплата достигла 500 долларов, а к 2010 году, по прогнозам, она вплотную приблизится к 800 долларам. И это серьезный вызов для нашей промышленности на мировом рынке.

В-четвертых, на протяжении последних 10 лет в стране отмечался рост предложения рабочей силы в размере 0,5 процента в год. В следующие 10 лет ежегодно это предложение будет сокращаться на те же полпроцента. И это будет сильным ограничивающим фактором развития экономики. В итоге зарплата станет расти еще быстрей, что будет увеличивать производственные издержки.

Далее, через несколько лет у нас неизбежно начнется ослабление рубля, что вызовет рост реальных процентных ставок. Тем самым повысятся требования к доходности инвестиционных проектов. Уже через пару лет мы распрощаемся с профицитным бюджетом, он станет сбалансированным. И такая ситуация будет сохраняться и дальше. В результате вырисовывается простая альтернатива: либо придется снижать государственные расходы, либо влезать в долги. А это будет означать либо дополнительное повышение процентных ставок, либо рост налоговой нагрузки на экономику в будущем.

- А как все эти факторы скажутся на разных секторах экономики?

- Они уже отражаются на экспорте. В первом квартале 2007 года его физический объем вырос только на 3,4 процента. А хорошо известно, что успешные экономики развиваются за счет бурного роста экспорта, намного превышающего общий рост ВВП. Нынешние 3 процента говорят о том, что если ничего не менять, то предел нашего роста в долгосрочной перспективе не будет превышать 3-3,5 процента.

- Обычно, когда начинают решать сразу много вопросов, хорошо не решается ни один.

- На которые следует направить наши усилия в первую очередь? на первый план я бы поставил повышение эффективности государственного управления. Не будет государство эффективным, в стране ничего не будет хорошо работать, в том числе и бизнес. Это проявляется буквально во всем. В последнее время мы активно занялись созданием институтов развития. Дело, безусловно, благое. Но существуют много исследований, сравнивающих развитие в разных странах, которые показывают одну и ту же картину: государственные инвестиции и вообще увеличение госрасходов дают положительный результат в том случае, если они осуществляются в рамках высокого качества государственного управления. И не дают в лучшем случае никакой реальной отдачи, если государство неэффективно. То есть в нашем случае. Изучение вопроса показало, что, к примеру, при сильных государственных институтах в ответ на удорожание энергоресурсов экономика отвечает снижением общей энергоемкости. При слабых государственных институтах энергоемкость остается на прежнем уровне, а вот конкурентоспособность падает.

- Об эффективном государстве в последнее время говорится много и нашими чиновниками, включая высший эшелон власти, и представителями бизнеса. Но вот когда слушаешь обе стороны, возникает ощущение, что их воззрения на этот предмет сильно расходятся. А какой смысл вкладываете вы в это понятие?

- Оно включает многое: низкую коррупцию, независимую судебную систему, квалифицированных чиновников, работающих не на себя, а на общество. Емкое определение понятия эффективного государства дал известный американский философ Фукуяма, выступая на последнем Экономическом форуме в Санкт-Петербурге вслед за Владимиром Путиным. "Чудо современного государства в том, что оно обеспечивает выполнение всеми правил игры и при этом ограничивает собственную власть". Из этих слов становится очевидным, что наше государство нуждается в обновлении, так как оно никак не вписывается в подобное определение.

Однако не следует доверять реформирование государства самому государству. Особенно неэффективному. Эта слишком важная задача, чтобы можно было полагаться на него. Импульс к реформированию должен идти от общества. Однако оно сегодня само слабо и не организовано. Остается одно - запрос на реформирование должен поступить от бизнеса. И все ключевые проблемы, от которых зависят перспективы нашей экономики и нашей страны, лежат в точке пересечения государства, общества и бизнеса. Поэтому решаться они должны совместными усилиями. Только создав чудо-государство, о котором говорил Фукуяма, можно надеяться на появление русского экономического чуда.