Сегодня кабинет министров рассмотрит изменения в Закон "О бюджете Фонда социального страхования на 2007 год". Внести подобные корректировки правительство, по сути, заставил Конституционный суд. Речь идет об изменении нормы о максимальном размере пособия по беременности и родам.
Еще в марте КС, рассмотрев жалобу Татьяны Баныкиной на нормы Закона "О бюджете Фонда социального страхования на 2002 год", постановил, что изменения этой нормы в отношении 2002 и 2007 годов должны быть произведены до 20 сентября. Так что правительство в принципе успевает исправить ошибки.
Как утверждают в министерстве здравоохранения и социального развития, законопроект теперь направлен на определение более справедливой пропорциональности между платежами в Фонд социального страхования, осуществляемыми в пользу застрахованных женщин в соответствии с их заработком, и назначаемым им страховым обеспечением на период отпуска по беременности и родам.
На самом деле, КС рекомендовал правительству использовать при определении критериев назначения пособия подход к определению налоговой базы Единого социального налога. Ведомство Зурабова последовало совету и предлагает установить максимальный размер пособия по беременности и родам в расчете на полный календарный месяц в сумме 23 400 рублей, исходя из дохода в расчете на месяц, с которого начисляется ЕСН по максимальной ставке, соответствующего первому порогу регрессивной шкалы налогообложения (280 тысяч рублей в год). Это несколько больше, чем было (16 125 рублей), но ограничение так и не отменено.
Хотя разработчики пытаются убедить, что предлагаемые изменения позволят в максимально возможной степени компенсировать утраченный женщинами в период отпуска по беременности и родам заработок, исходя из которого исчислялись платежи в Фонд социального страхования в полном объеме без влияния регрессивной шкалы ЕСН. При этом дополнительные расходы фонда в части обязательного социального страхования на увеличение максимального размера пособия по беременности и родам оценочно составят в 2007 году более 151 миллиона рублей. Финансирование дополнительных расходов будет осуществляться за счет остатка средств по обязательному социальному страхованию, образовавшемуся по результатам исполнения бюджета фонда за предыдущие годы.
На самом деле это решение, скорее, компромиссное. Постановление Конституционного суда, по сути, допускало возможность ограничения выплат пособий по беременности и родам. Следовательно, у правительства появилась база для сохранения этого ограничения. Хотя вариантов решения проблемы было немного - всего два: либо регрессивная шкала, и тогда - ограничение верхней планки, либо отмена верхней планки, и тогда - отмена регрессивной шкалы. КС и правительство выбрали первый.
Впрочем, это и понятно. Ведь пособие по беременности и родам жестко связано с пособием по временной нетрудоспособности (так называемый больничный), максимальный размер которого отстает от первого. Повысить его минздравсоцразвития не готово, объясняя тем, что бюджет Фонда социального страхования дефицитен и начиная с 2009 года его сбалансированность обеспечивается за счет средств федерального бюджета. Следовательно, дальнейшее увеличение максимального размера пособия по временной нетрудоспособности представляется весьма проблематичным.
Впрочем, правительство все же нашло баланс. Ведь большая часть женщин, чей заработок укладывается в отведенный правительством коридор, не станут предъявлять претензии, получив в качестве пособия по беременности и родам 23 400 рублей, и недовольными останется лишь 1 процент высокооплачиваемых женщин, которые вряд ли станут из-за этого судиться с государством.