Для обыкновенных акций капитализация эмитента должна быть более 10 миллиардов рублей, а ежемесячный объем сделок за последние три месяца должен составлять не менее 25 миллионов рублей. Для привилегированных - 3 миллиарда рублей и 25 миллионов рублей соответственно. Для облигаций ежемесячный объем сделок за три последних месяца - более 10 миллионов рублей при объеме выпуска от 1 миллиарда рублей.
До сих пор средства фонда (53,3 миллиарда рублей) можно было инвестировать только в бумаги, включенные в котировальные списки А первого уровня или имеющие рейтинг не ниже двух уровней от суверенного.
Минфин среагировал на прошлогоднее обращение АСВ. Из-за небольшого числа инструментов АСВ испытывал все большие затруднения при размещении средств, а это сказывалось на доходности фонда.
Впрочем, по мнению экспертов, радикальных изменений не последует: все дозволенные бумаги управляющие АСВ сразу покупать не будут.
В прошлом году часть фонда АСВ - 1,6 миллиарда рублей - впервые была передана в управление восьми частным компаниям, но по итогам года обойти по доходности управляющих АСВ (с мая 2006 года по май 2007-го - 13,5 процента) смогли лишь четыре.
Рост доходности инвестиций АСВ напрямую сказывается на взносах банков. Напомним, что с июля банки будут отчислять в фонд обязательного страхования уже не 0,15, а 0,13 процента суммы частных вкладов. Для лидеров рынка экономия выходит существенная. Крупнейшие розничные организации сэкономят порядка 100 миллионов рублей в год.
Июльское удешевление страховки в агентстве - лишь первый шаг: очередное снижение ставки может случиться уже через несколько месяцев.
Теоретически можно было бы поднять и сумму "компенсаций" (сейчас АСВ покрывает риски вкладчиков, принесших в банк до 400 тысяч рублей). Однако руководство агентства проанализировало ситуацию и посчитало это абсолютно лишним. Больше 400 тысяч в банковских хранилищах сегодня держат лишь 5 процентов граждан, или около 1 миллиона человек. Но государство должно держать в уме не этот "золотой миллион", а массового вкладчика.
АСВ предлагает дифференцировать суммы страховых взносов - в зависимости от рискованности кредитной политики банков. Рискуешь деньгами клиентов в надежде получить хорошие барыши - оплачивай страховку по высшему разряду. Напротив, консервативные банки со стабильным положением могут рассчитывать на послабления.
Главный камень преткновения - по каким параметрам оценивать устойчивость кредитных организаций. Чуть ли не в каждой стране существует своя методология, например, в США используют публичные банковские рейтинги. Но наша банковская система для этого недостаточно прозрачна.
Чтобы ввести дифференцированную систему отчислений, понадобятся годы. В различных государствах на это уходило 5-10 лет.