- Основное внимание было сосредоточено на проблеме спасения экипажей аварийных подводных лодок, как наиболее сложной и важной, - уточнил Масорин. - Закуплены и поставлены на флоты новейшие отечественные и зарубежные телеуправляемые подводные аппараты "Тайгер", "Фальков", "Обзор-150", "Веном". Они предназначены для поиска и обследования объектов, находящихся на грунте. Они могут выполнять и другие подводно-технические работы.
Кроме того, продолжил адмирал, прошел государственные испытания мобильный поисковый комплекс "Кальмар", предназначенный для определения координат обнаруженных подводных целей. Этот глубоководный робот отлично показал себя во время поиска "черных ящиков" армянского самолета А-320, потерпевшего катастрофу в районе аэропорта Адлер в мае прошлого года.
Но настоящей сенсацией стало сообщение Масорина, что уже принят на вооружение автономный авиатранспортабельный комплекс "Пантера плюс", с помощью которого можно выполнять работы по ликвидации сложнейших аварий.
- Если бы у наших спасателей в августе 2005 года был такой комплекс, когда случилась беда с батискафом АС-28 на Тихоокеанском флоте, - сказал главком, - нам не пришлось бы просить помощи за границей.
Адмирал рассказал, что комплекс "Пантера плюс" прошел практическую проверку во время учений спасательных служб на Балтийском море.
- В сложнейших условиях шторма, на пределе своих технических характеристик, аппарат успешно справился с поставленной задачей, - отметил главком.
С помощью комплекса "Пантера плюс" был проведен поиск аварийной подводной лодки, лежащей на грунте. Аппарат расчистил площадку. Затем были перерезаны стальные тросы, мешавшие посадке спасательного обитаемого аппарата. С помощью комплекса также удалось подать в аварийную лодку воздух высокого давления. С помощью нового комплекса субмарина была поднята на поверхность.
Владимир Масорин отметил также еще одно ценное приобретение флота - автономный губоководный аппарат "Русь", который успешно прошел государственные испытания в Атлантическом океане.
Касаясь строительства новых спасательных судов для ВМФ России, Масорин сообщил, что до 2015 года спланировано строительство трех спасательных кораблей нового проекта. На ЦКБ "Адмиралтейские верфи" в Санкт-Петербурге строится "Игорь Белоусов" - крупное спасательное судно, которое будет иметь на борту вертолеты, подводные обитаемые и дистанционно управляемые спасательные аппараты.
Этот корабль будет оборудован медицинскими лабораториями с новейшей техникой.