Владимир Якунин: Мы хотим уйти от такого унизительного понятия, как "штраф"

73 млн. "зайцев"

Российская газета | Владимир Иванович, ходят слухи о том, что скоро штрафы в электричках отменят. Это правда?

Владимир Якунин | Да, служба контролеров ликвидируется, поскольку она оказалась неэффективной. Кроме того, наши контролеры вообще не имеют права штрафовать безбилетников, а могут лишь просить "зайца" заплатить за билет. Мы вообще хотим уйти от такого унизительного понятия, как "штраф", искоренить саму возможность возникновения ситуаций, когда пассажиры вовлекаются в противоправные действия, дают взятки.

РГ | А кто же теперь будет ловить "зайцев"? Или вы решили просто махнуть на них рукой?

Якунин | Речь о новой форме контроля проезда в пригородных поездах. Еще в 2003 году на ряде дорог в порядке эксперимента вместо контролеров были введены разъездные кассиры. Если пассажир едет без билета, теперь он должен не заплатить штраф, а купить билет у этого кассира - по цене чуть выше, чем в кассе. Планируем, что до конца 2007 года такой подход охватит электрички по всей России.

РГ | Что подвигло вас на столь радикальный шаг?

Якунин | А то, что в 2006 году убытки от пригородных перевозок превысили 22 млрд. рублей. И одна из основных причин - безбилетный проезд. В прошлом году было выявлено более 73 млн. безбилетников - на 32 процента больше, чем в 2005 году. А взыскано с них лишь 1,5 млрд. рублей, что не покрывает и десятой части убытков.

После введения турникетов объем перевозимых пассажиров мгновенно вырос вдвое! Это означает, что половина пассажиров электричек раньше просто не покупала билетов. По данным социологов, пять процентов у нас вообще принципиальные безбилетники: и билеты не покупают, и штрафы отказываются платить.

В Италии, к примеру, в свое время столкнулись с аналогичной проблемой. И в один прекрасный день глава тамошней железной дороги просто остановил движение пригородных поездов. Пассажирам с билетами пообещал вернуть деньги, а остальным прямо заявил: бесплатно возить вас не будем. Через четыре часа движение было восстановлено, а прецедент сыграл свою роль.

У нас же техника стареет, те же электропоезда имеют в среднем 71 процент износа. И что впереди? По закону ответственность за перевозку региональных пассажиров возложена на администрации субъектов Федерации. Им же, как правило, не до этого - нет ни сил, ни средств. Если бы мы были коммерсантами, то просто прекратили бы перевозки - как в Италии. Но мы не вправе этого делать. Потому и разработали новый подход. А штрафовать я предложил министерству транспорта. У них есть такое право, и пусть наводят порядок.

РГ | В РЖД сегодня свыше миллиона сотрудников. Не опасаетесь ли, что тысячи передвижных кассиров еще более раздуют штаты?

Якунин | Штаты не придется увеличивать. Сейчас , чтобы с "зайцем" разобраться, задействованы три человека. А я сделаю просто: договорюсь с компаниями, которые захотят на этом заработать, и отдам им право контроля за оплатой проезда по договору. А уже задача компаний - найти формы сотрудничества с милицией, чтобы обеспечить административное взыскание с пассажиров, нарушающих правила проезда. И у меня голова по этому поводу болеть не будет. Останется обучить людей работать с переносными кассовыми аппаратами.

Где купить билет

РГ | Читатели сообщают, что крайне трудно купить билеты на популярные направления. Спекулянтов около касс нет, а билеты все равно на вокзалах не купить. Приходится обращаться в специальные агентства и прилично переплачивать. Что вы предпринимаете против этого ?

Якунин | По данным на 25 июля этого года, число пассажиров, выехавших на курорты Северного Кавказа, - 1,3 млн. Что на 2 процента больше, чем в 2006 году. Пик спроса приходится на поезда, идущие в Анапу, Феодосию и Евпаторию. Безусловно, трудности есть, и недавно я провел оперативное совещание по этой проблеме. Кстати, одной из причин его проведения стала публикация в "Российской газете".

Специально для того, чтобы на вокзалах не было очередей, мы внедрили систему заказа билетов через Интернет. Подписываем договора с организациями, которые получают право продавать билеты. Да, действительно, спекулянтов, как раньше, теперь нет. Но при этом люди жалуются, что нет и билетов - несмотря на то, что в кассу они пришли за 45 суток до отправления. Подчеркну: речь о наиболее привлекательных поездах. Например, между Москвой и Санкт-Петербургом ежедневно курсирует десяток поездов, но все хотят поехать либо на скоростном дневном, либо, в крайнем случае, на "Николаевском экспрессе" или "Красной стреле". И, естественно, все в один поезд попасть не могут.

Кроме того, дефицитными считаются билеты в плацкартные вагоны. Все это потребовало от нас экстренных мер. И они принимаются. Сегодня в продажу каждые сутки дополнительно поступает около 5 тысяч билетов в плацкартные и купейные вагоны, которые включены в поезда дальнего следования в Анапу, Адлер, Новороссийск и города Крыма. Еженедельно по пятницам вводятся дополнительные поезда из Москвы в Киев, Минск, Саратов, Волгоград и Тамбов.

Всего назначено более тысячи дополнительных поездов. В августе для удобства пассажиров, следующих через Москву транзитом, появятся поезда из Москвы в Тюмень, Пермь, Серов, Омск, Архангельск, Воркуту и Печору. Запланированы дополнительные поезда на маршрутах Москва - Новороссийск, Нижний Новгород - Адлер, Пенза - Новороссийск, Новороссийск - Симферополь, Орск - Адлер, Москва - Севастополь, Москва - Феодосия и Москва - Евпатория.

РГ | Ваш прогноз: вырастут ли цены на билеты?

Якунин | Мы придерживаемся политики, которая декларирована в программе реформирования отрасли. В соответствии с ней ответственность за изменение стоимости региональных перевозок несут субъекты Федерации. Кроме того, повышение тарифов должно соответствовать росту инфляции. И, наконец, уже с несколькими регионами мы договорились о том, что разница между себестоимостью поездки и реальной ценой покрывается за счет местного бюджета. Вы хотите, чтобы население в вашей области платило за билеты меньше? Значит, платите сами .

РГ | То есть пассажирам надо готовиться к худшему?

Якунин | Никакого взрыва стоимости на региональные перевозки не будет. Мы же не заинтересованы в том, чтобы установить высокую цену, а поезда будут ходить пустые.

Кому достанутся вокзалы

РГ | Говорят, вы собираетесь все вокзалы в крупных городах отдать частным компаниям.

Якунин | Я ничего никогда просто так никому не отдавал, за исключением благотворительности, а всегда стремился эффективно использовать наше имущество.

РГ | И в чем же эта эффективность?

Якунин | В странах Запада современный вокзал - это суперсистема совмещения пассажирского обслуживания и торгового, культурного и спортивного центра. К примеру, самый успешный в мире книжный магазин находится на вокзале в Риме. Мы намерены привлечь компанию, которая имеет опыт управления таким бизнесом. Хотим, сохранив исторический облик наших вокзалов, сделать из них то же, что сделали наши коллеги в других странах. Чтобы наш пассажир попадал в комфортную безопасную атмосферу. А отдавать никому ничего не собираемся. Более того, во всех проектах 51 процент будет принадлежать РЖД.

Вперед, "Локомотив"!

РГ | Вопрос от читателей-болельщиков. Какие задачи вы поставили перед тренером футбольного "Локомотива" на этот год?

Якунин | Я не вмешиваюсь в компетенцию президента клуба "Локомотив" и главного тренера. Для этого есть Совет директоров. Но я болею за свою команду. И в прошлом году концовка турнира была провалена. Потому последовали решения по замене главного тренера. Когда у меня был разговор с президентом клуба, председателем Совета директоров и главным тренером, мы выработали ориентиры. Им дано два года.

РГ | То есть задача - первое место в 2008 году?

Якунин | Я максималист и ориентирую только на достижения максимального результата. И я им сказал, что два года не буду вмешиваться в то, что происходит, за исключением случаев, когда получу достоверную информацию о безалаберном отношении к деньгам, которые мы зарабатываем и им передаем. Или о фактах, которые не могут быть терпимыми.

ОАО "РЖД"

107174, Москва, Новая Басманная ул., 2.

Тел. для справок: (495) 262-9901.

Адрес в Интернете: www.rzd.ru