Московские власти совместно с российскими железнодорожниками придумали новый способ экономии дорогостоящей московской земли. Вслед за промзонами реорганизации подвергнутся территории, прилегающие к железнодорожным вокзалам. Первым расстанется с "излишками" Рижский вокзал.
Напомним, что мэр столицы еще в 2000 году заявил, что столичные вокзалы можно вынести к границам Третьего транспортного кольца. По его мнению, подобная перемена разгрузит центр и даст возможность использовать освободившиеся помещения под торговлю, жилую застройку и т.д. Уже тогда привлекательность территорий и зданий вокзалов в центре города была настолько велика, что инвесторы, пожелавшие их заполучить, за свой счет готовы были выстроить новые железнодорожные сооружения в местах, которые предложит московское правительство. Но за семь лет ни один столичный вокзал место "прописки" так и не поменял. И, как говорят чиновники, скорее всего и в ближайшее время этого не произойдет. Но изменения на привокзальных территориях все же будут, и первым "подопытным кроликом" станет товарный двор "Москва-Рижская", занимающий более 30 гектаров земли вблизи Рижского вокзала.
Предполагается, что в ходе реконструкции будут снесены не только ряд построек, офисов, но и убраны под землю железнодорожные пути. А на освободившихся площадях планируется построить гостиницу, жилые дома, торговые и бизнес-центры, разбить сквер.
- Само здание вокзала москвичи и гости города не потеряют, - рассказал "РГ" первый заместитель руководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы Константин Королевский. - Вокзал останется на месте, не потеряет своего назначения, но при этом прилегающая к нему территория будет реорганизована. Разработкой проекта занимается НИИ Генплана Москвы.
Строительство торгового и бизнес-центров развернется на площади порядка 300 тысяч квадратных метров. Еще столько же будет отдано под строительство жилья. Однако, по словам Королевского, что-то конкретное о гостинице, так необходимой городу, например, о количестве мест, дизайне интерьеров, говорить пока сложно, так как проект еще не утвержден и не определен застройщик.
Одной из изюминок проекта, по словам столичного чиновника, станет скрытие от глаз людских под землю железнодорожных путей пригородных электричек (занимающих порядка двух тысяч квадратов площади городской территории).
- Это не только сэкономит землю, но и добавит удобств горожанам, - подчеркнул Королевский. - Ведь не секрет, что жители близлежащих к вокзалу жилых строений довольно часто жалуются на шум от прибывающих поездов.
Поддерживают предстоящие изменения и сами железнодорожники, считающие, что подобный способ прохода пассажиров к поездам позволит эффективнее бороться с "зайцами" и, как следствие, получать больший доход от продажи билетов. Железная дорога, расставаясь с землей, тоже ничего не теряет. Как пояснили "РГ" в пресс-службе РЖД, все постройки и службы будут либо компактнее размещены, либо получат новые помещения.
Несмотря на то, что реорганизация земель при Рижском вокзале находится пока только в стадии разработки, столичные власти и железнодорожники планируют аналогичным изменениям подвергнуть хозяйственно-бытовые территории других московских вокзалов, например: "Москва-товарная Киевская", "Москва-товарная Ярославская" и ряд других.