Работы Бурлюка долгое время, вплоть до начала 1990-х годов, пылились в запасниках провинциальных музеев, в фондах Третьяковки и Русского музея. И еще хранились в Тамбове, с которым того связывали годы отрочества.
Обладая поэтическим даром и талантом художника, Давид Бурлюк в тридцать с небольшим лет был признан одним из вождей русского футуризма - художественного направления, давшего стране Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского, Василия Каменского. Он был одним из авторов знаменитого манифеста "Пощечина общественному вкусу". Покинув Россию в 1920 году, он прожил в эмиграции, главным образом в США, долгую и плодотворную жизнь и довольно много выставлялся. До 1931 года Бурлюк еще присылал свои работы в Москву на выставки "Группы 13" и "Джон Рид клуба". Однако его позднее творчество в СССР было практически неизвестно. Советское правительство даже не приняло в дар его полотно "Непобедимая Россия".
Сегодня часть творческого наследия Бурлюка находится в Тамбове, в частном музее Сергея Денисова. И он мечтает открыть в городе музей Бурлюка.
- Для музея Бурлюка есть все, - рассказывает он. - Мебель, светильники того времени, архив, библиотека, письма и его живописные и графические работы. Нет лишь помещения и средств на его оборудование под музей. Пусть в Тамбове будет на один ресторан меньше, но зато появится еще один музей - музей Давида Бурлюка...
Долгое время считалось, что тамбовский период жизни Бурлюка - одна из его многочисленных мистификаций, которую поддерживал его старинный знакомый, тамбовский коллекционер Николай Никифоров. И когда в издательстве "Наука" в 2002 году вышла монография Ноберта Евдаева "Давид Бурлюк в Америке. Материалы к биографии", критики принялись оспаривать факт пребывания молодого Бурлюка в Тамбове. Пришлось обратиться в Государственный архив Тамбовской области, где обнаружился такой документ:
"Вследствие поступившего ко мне прошения от Давида Федоровича Бурлюка о принятии его сына Давида, ученика 6 класса Тамбовской гимназии, имею честь просить Вас, Милостивый Государь, сделать распоряжение о доставлении мне всех лично принадлежащих ученику Бурлюку документов, как равно свидетельства об успехах и поведении и копии с кондуита за все время его пребывания в гимназии".
Давид Давидович до последних дней сохранил теплые отношения к городу, к реке Цне. Среди писем, присланных в Тамбов, хранится и послание, датированное днем смерти Бурлюка, - 15 января 1967 года.
- В коллекции Денисова около трех тысяч писем Бурлюка, - сообщил хранитель музея Владимир Середа. - Главными его адресатами в Тамбове были коллекционер Николай Алексеевич Никифоров, краеведы Андрей Михайлович Белкин и Александр Степанович Чернов, художники, учителя. Причем многие письма дополнены рисунками. Переписка интересна и тем, что она не носила бытового характера, это прежде всего история, воспоминания о людях, которых он знал в России. Круг его знакомств был огромен. Например, в одном из писем в Тамбов он вспоминает о встрече с поэтом Алексеем Жемчужниковым - одним из создателей образа Козьмы Пруткова. Письма будут интересны и для историков, которые занимаются изучением взаимоотношений России и США. Бурлюк вряд ли мог предполагать, что коллекция его живописных работ, рисунков, писем, печатных изданий, в том числе и полный комплект журнала "Цвет и рифма", который он издавал, соберется в провинциальном Тамбове.