Режиссер Сергей Овчаров: Актуальнее Чехова писателя нет

Режиссер Сергей Овчаров ("Небывальщина", "Сказ про Федота-стрельца") снимает новую версию "Вишневого сада" Чехова. Генеральный директор студии "Proline-film" Андрей Сигле участвует в проекте в качестве продюсера и композитора. А главным героем фильма станет Фирс, забытый хозяевами и обреченный на смерть в пустом запертом доме. В этой роли - Игорь Ясулович.

Действующие лица и исполнители

Снимают в легендарном 4-м павильоне "Ленфильма", где в 1896 году состоялся первый в России киносеанс. На площадку привезли 20 тонн земли и гравия, засыпали пол и регулярно поливают его. Зеленая трава - искусственная, тростник - настоящий. К деревьям прикручены белые бумажные цветочки - получился роскошный вишневый сад.

Сергей Овчаров | Пришло время Чехова, актуальнее писателя нет. Его гуманность, его интеллигентность нужны для борьбы со жлобством, хлынувшим в нашу жизнь. Есть у нас прекрасная молодежь, и есть агрессивная, алчная, хамская. Чтобы из школы выходили интеллигентные, добрые люди, надо читать Чехова.

РГ | Почему вы выбрали "Вишневый сад"?

Овчаров | Это последняя пьеса Чехова, его духовное завещание. Он писал уже тяжело больным, мучительно умирал. Но не озлобился, а стал чище, добрее. В фильме я использую мотивы его недописанных произведений, материалы записных книжек. Конечно, изучил немало театральных трактовок пьесы. Антон Павлович считал ее водевилем, почти фарсом. Я люблю всех героев, сострадаю им. Вот Петя Трофимов. Персонаж "скрытый", не выписанный Чеховым по цензурным соображениям, больной чахоткой и революцией. Смешное и трагическое всегда рядом, и у Чехова драматические коллизии так переплетаются с юмором, что их не разделить. Поэтому мы делаем кино с юмором. Это история о любви. Все герои любят, и все - без взаимности. Фарсовые ситуации не отменяют психологизма, чувственности, все постоянно плачут и много смеются.

РГ | Как проходил кастинг? Что было важно для вас?

Овчаров | Я искал актеров современных - чтобы было живое лицо, живое мышление, чтобы люди были готовы к моим парадоксальным решениям. Гаев и Раневская должны быть людьми с голубой кровью - они лунатики или марсиане, отличающиеся от крепостных, которые их окружают.

РГ | Почему на роль Раневской вы пригласили Анну Астраханцеву-Вартаньян?

Овчаров | Шел какой-то сериал по ТВ, и я увидел Анну в бессловесном эпизоде. Она повернулась и так посмотрела на человека, нахамившего ей... Всего три секунды. Но какой улыбкой она ответила на грубость, с каким достоинством! Я сразу понял, что эта актриса может сыграть Раневскую. А потом пошел в театр "Особняк" на спектакль, который Аня поставила вместе с актером Александром Баргманом. И окончательно убедился в правильности выбора. А на роль Гаева мы пригласили Дмитрия Поднозова, очень интересного петербургского актера. Проблемы возникли с Фирсом. Были пробы Юрия Яковлева, Владимира Гостюхина, Эрнста Романова. Сейчас я очень доволен Игорем Ясуловичем. Абсолютно чеховский герой. Игорь Николаевич - великолепный психологический и эксцентрический актер, когда-то он и пантомимой занимался. А как он потрясает нас своей выдержкой! Более молодые артисты не выдерживают жары в павильоне (приборы-то у нас старые), им уколы ставят, а он держится блестяще.

РГ | Где вы подсмотрели чеховское имение, которое выстроили в павильоне?

Овчаров | В Монрепо. Это гигантский парк, музей-заповедник в Выборге, один из красивейших на Карельском перешейке. Я обожаю костюмные фильмы. Галантный XVIII век, парики, панталоны... У нас замечательный художник по костюмам - Лариса Конникова.

Продюсер и композитор - Андрей Сигле

Андрей Сигле | Мы не могли не снять это кино. У меня есть "опасение", что картина получится совершенно изумительной, тонкой, талантливой, и продавать это гениальное кино будет нелегко. Сергей Овчаров - удивительный режиссер. Работает с артистами очень тщательно. До начала съемок репетировал с актерами полтора месяца, каждый день, по 10-11 часов! Я кланяюсь артистам, согласившимся на такой жесткий график работы.

РГ | Почему нельзя было снять настоящий вишневый сад?

Сигле | Мы узнали, что он цветет недолго, меньше недели. И если бы мы поставили камеру и начали снимать, через несколько дней все равно пришлось бы переходить в павильон.

РГ | Вы пишете музыку к фильму - она уже готова?

Сигле | Я еще прислушиваюсь к пению птиц, хожу по саду. Кстати, птички у нас живые, сами прилетают к нам. У нас здесь были лошади, они грызли наши деревья и цветочки, принимая их за настоящие.

РГ | Когда фильм увидят зрители?

Сигле | Съемки уже подходят к концу. Материала очень много, и, как всегда, от него жалко отказаться, поэтому монтаж затянется месяца на два. Думаю, к Новому году управимся. Конечно, покажем фильм на каком-нибудь кинофестивале. Это будет обычный двухчасовой формат - и кроме того, сделаем две телевизионные серии. Это трудная задача - ужать до двух часов экранного времени большую, в четырех действиях, пьесу Чехова!

Фирс - Игорь Ясулович

РГ | Игорь Николаевич, в театре вы вдоволь поиграли Чехова, но Фирса в вашей биографии, кажется, не было.

Игорь Ясулович | Не было. Я играю Шабельского в спектакле Генриетты Яновской "Иванов и другие", в чеховских спектаклях Камы Гинкаса "Скрипка Ротшильда" и "Черный монах", у английского режиссера Деклана Доннеллана вместе с Михаилом Жигаловым играем Чебутыкина и Ферапонта в "Трех сестрах". Это все режиссеры крупного "калибра", личности, глубокие и многогранные. С каждым из них потрясающе интересно работать. Все персонажи мне близки, поскольку все - родненькие. Когда ты проводишь с этим какое-то время, оно становится твоим. Я, конечно, очень счастлив, что меня пригласили в "Вишневый сад".

РГ | Чем ваш Фирс отличается от известных нам Фирсов?

Ясулович | Нашим взглядом на события. Это некие размышления о том, что нам предлагает Антон Павлович и что нам интересно в его персонажах именно сегодня.

РГ | Продюсер говорит, что главный герой картины - Фирс.

Ясулович | Это, скорее, внутренний вектор, рабочая гипотеза. У Чехова каждый персонаж важен, не случаен.

РГ | В кино вам редко доводилось играть главные роли.

Ясулович | Так жизнь складывается - что по этому поводу сетовать! Но главные роли были, и довольно интересные (для меня, во всяком случае): "Зудов, вы уволены!", "Ай лав ю, Петрович!", "Сто грамм для храбрости". Но они прошли незаметно. Были "Петербургские тайны" и моноспектакли на канале "Культура". Небольшие роли, если там есть материал и есть содержание, тоже очень хороши. Я 30 лет работал в Театре-студии киноактера, там надо было выполнять повседневную рутинную работу. Вопрос в том, как ты ее делаешь: либо относишься к ней ответственно, понимаешь, что за нее надо будет отвечать, либо выучишь слова, произнесешь их, да и все.

Раневская - Анна Астраханцева-Вартаньян

РГ | Расскажите немного о себе.

Анна Астраханцева-Вартаньян | Училась в Саратове, работала в Саратовской драме с режиссером Александром Дзекуном, потом в Москве - у Льва Анохина и, наконец, переехала в Петербург. Моего мужа, актера Андрея Астраханцева, пригласил Театр имени Комиссаржевской. В спектакль "Месяц в деревне" нужна была Верочка, я показалась и теперь работаю в этом театре. Недавно сыграла Гермию в премьере Александра Морфова "Сон в летнюю ночь". В кино меня знают как Астраханцеву, в театре - Вартаньян (это моя девичья фамилия).

РГ | Какой будет ваша Раневская?

Астраханцева-Вартаньян | Меня вообще удивило, что режиссер увидел во мне Раневскую, хотя я чувствовала, что могу ее сыграть. Для меня она - абсолютное воплощение любви на земле, некая реликвия. Она словно текущая река. Она и есть вишневый сад. У нас даже есть сцена, когда Раневская идет по саду, и он ее как бы обнимает... Мы с Овчаровым часами разговаривали, много репетировали, неспешно входили в этот ее мир. Я уже знаю, что буду скучать по моему костюму, по тому, как сижу на скамеечке в саду. Ребята даже смеялись надо мной, что я слишком погрузилась в образ Раневской и приобрела высокомерный взгляд на жизнь. (Смеется).