Выдающийся отечественный композитор, патриарх советского музыкального искусства, много лет возглавлявший Союз композиторов СССР, Тихон Хренников скончался в Москве на 95-м году жизни. Об этом сообщили его родственники.
Среди наиболее значительных произведений композитора оперы "Фрол Скобеев", "Мать", "Мальчик-великан", "Много шума из-за... сердец"; балеты - "Наш двор", "Любовью за любовь", "Гусарская баллада"; оперетты - "Сто чертей и одна девушка", "Белая ночь"; музыка к спектаклям драматических театров - "Много шума из ничего", "Без вины виноватые", "Шел солдат с фронта", "Дон Кихот", "Давным-давно"; музыка к кинофильмам - "Свинарка и пастух", "В шесть часов вечера после войны", "Поезд идет на восток", "Верные друзья", "Гусарская баллада", "Руслан и Людмила".
Как ожидается, прощание с Тихоном Хренниковым состоится в четверг в Москве, а похороны пройдут на родине покойного - в Ельце Липецкой области, сообщает ИТАР-ТАСС.
Тихон Хренников родился10 июня 1913 г. в городе Елец Липецкой области. С девяти лет он начал учиться играть на рояле.
В 1932 г. Хренников окончил Гнесинский техникум, после чего его приняли сразу на второй курс Московской консерватории. Педагогом по фортепиано у Хренникова был великий Нейгауз. Дипломной работой молодого композитора стала его Первая симфония. Он приступил к работе над ней еще на 4-м курсе консерватории. К 1935 г. она была закончена и публично прозвучала в октябре 1935 г., в Большом зале Московской консерватории. В том же году в Ленинграде проходил Второй международный музыкально-театральный фестиваль, на котором Т.Н.Хренников исполнил свой концерт вместе с А.Мелик-Пашаевым. Это было первое международное крещение.
После окончания Московской консерватории в 1936 г. Хренников продолжил образование в классе высшего мастерства у Шебалина. После премьеры симфонии ему позвонил В.И.Немирович-Данченко, предложил встретиться и заказал оперу для своего театра. На обеде, куда Тихон был приглашен Немировичем-Данченко (великая честь для юного музыканта), они договорились вместе искать сюжет для будущей работы, которая будет непременно посвящена современной теме. Хренников был счастлив знакомством и предложением Владимира Ивановича. В конце долгих поисков и раздумий, они остановились на романе Николая Вирты "Одиночество". Либретто писал известный драматург А.М.Файко. Работа продвигалась неспешно. Тем временем, Хренников, которого после премьеры первой симфонии стали называть московским Шостаковичем, получил заказ от театра Вахтангова - написать музыку к спектаклю "Много шума из ничего". Эту музыку Хренников писал на стыке 1935-1936 гг. Осенью 1936 г. состоялась премьера спектакля. Успех был колоссальный.
К октябрю 1939 г. была завершена опера "В бурю" и вскоре состоялась ее премьера, имевшая большой успех. В том же году на представлении оперы в театре присутствовали Сталин, Молотов, Ворошилов. В то время это было высшим знаком признания. Следующая работа Хренникова - музыка к фильму "Свинарка и пастух" - так же оказалась сверхпопулярной. Фильм появился на экранах страны спустя несколько месяцев после начала Великой отечественной войны и стал для народа окном в ту мирную жизнь, к которой теперь надо было вернуться сквозь невзгоды и лишения.
После войны начинается поистине грандиозная общественная деятельность Тихона Хренникова, которую он непостижимым образом научился совмещать с творчеством. В 1948 г. Хренников был назначен (по личному распоряжению Сталина) генеральным секретарем Союза композиторов СССР. На этом посту Тихон Хренников оставался 43 года до момента распада СССР в 1991 г., причем композиторы выбирали его своим руководителем и после начала горбачевской перестройки - на двух выборах 1986 и 1991 гг., когда никто давить на них сверху уже не мог. Он также был депутатом Верховного Совета СССР, кандидатом в члены ЦК КПСС, заместителем председателя комитета по Ленинским и Государственным премиям, президентом Музыкальной секции Всесоюзного общества культурной связи с заграницей, президентом Музыкальной секции Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами.
Расцветом творчества Хренникова можно назвать 1970-е годы. Именно тогда появляются Вторые концерты для фортепиано и скрипки, Третья симфония, а также композитор открывает для себя новый жанр балетной музыки. По просьбе Большого театра он перерабатывает свою музыку к спектаклю "Много шума из ничего" в балет "Любовью за любовь". Знакомые мелодии становятся основой хореографических монологов, адажио, дуэтов. К ним прибавляется много новых музыкальных номеров. В начале 1980-х гг. были написаны Третий фортепианный и Второй виолончельный концерты. Затем последовала целая череда комических опер для театра Станиславского и Немировича-Данченко в Москве: "Доротея" (по комедии Шеридана "Дуэнья"); "Золотой теленок" (по Ильфу и Петрову) и для Малого театра оперы и балета в Ленинграде: "Голый король" (по сказке Шварца).
После этого композитор как бы поставил точку в оперном репертуаре и решил заняться камерными жанрами. Осенью 1988 г. сочинил свой первый квартет, потом виолончельную сонату. В 1989 г. написал музыку на Три сонета Шекспира. Крупным произведением Хренникова стал также балет "Наполеон Бонапарт", сообщает официальный сайт Тихона Хренникова.