Главное - бдительность
Как рассказал нам бывший комендант Гудермесского района генерал-майор Александр Павленко, на случай прохождения поездов выработаны жесткие инструкции. Например, за сутки до проезда воинского эшелона на всей протяженности трассы выставляются засады и "секреты", особенно там, где железная дорога идет через лес. Поезда оборудованы электронными приборами для подавления электромагнитных импульсов, которые позволяют предотвратить возможные подрывы террористами взрывных устройств по сигналу с сотового телефона или радиопередатчика. От возможного нападения бандитов воинские эшелоны страховали себя сами, поскольку там ехали вооруженные люди. Что же до гражданских поездов, то перед ними в Чечне обычно ехал бронепоезд.
По словам генерала Павленко, в сочетании с ежедневной инженерной разведкой, которая проводилась вдоль всего железнодорожного полотна, и оперативной агентурной работой все эти меры давали неплохие результаты.
Но все усилия военных и сотрудников правоохранительных органов были бы напрасными без помощи бдительных граждан. В Чечне был, к примеру, такой случай. В одном из горных районов боевики заложили возле дороги фугас. Первой информацию о готовящемся теракте военные получили от старушки, которая увидела тянущиеся от насыпи провода, когда пасла коз. После того, как фугас откопали, бабку спросили, почему она сразу не проверила, что это за провода, а не поленилась протопать с клюкой несколько километров до ближайшего поста милиции. Та ответила: "Сейчас не то время, чтобы проверять провода".
Генерал Павленко уверен, что лучшим залогом любой безопасности служит бдительность самих граждан. Любой человек может спасти и себя и других, если не поленится сообщить в милицию о подозрительных личностях или предметах.
Не заговаривайте с незнакомыми
Протяженность российских железных дорог - 85 тысяч километров. Это значит, что дорога в поезде обычно долгая, а значит, как поется в известной песне, тянет поговорить. Чем нередко пользуются преступники. Иногда целые купе арендуются шайкой картежников, мошенников, профессиональных "супругов".
Схемы преступлений различны, но все они используют принцип обирания клиента внутри замкнутого пространства. Когда преступники внутри купе, то могут, как называется это на профессиональном жаргоне, "развести на выпить, на закусить". Профессиональные "супруги", к примеру, нередко используют в качестве приманки красоту и обаяние "жены". В данном случае разгневанный псевдосупруг, как бы случайно появившийся в самый неподходящий момент, может потребовать в качестве компенсации за домогательства к его второй половине отступные, то есть заняться банальным вымогательством.
Распространенный способ отъема ценностей - усыпление. Могут просто споить, но в большинстве случаев применяют клофелин. Эти глазные капли действуют на головной мозг, понижая давление и способствуя оттоку крови от головы. В практике РЖД было немало случаев, когда клофелином спаивали полвагона. Нередко этим промышляют смешанные шайки из девушек и мужчин, но "работают", особенно на южном направлении, и чисто женские коллективы.
Все купейные преступники для своих черных дел используют слабости жертв - хвастовство, прелюбодеяние, тщеславие. Совет в данном случае прост. Как только вошли в купе, внимательно приглядитесь, кто стал вашим случайным попутчиком. Хотя внешность бывает обманчива, потому лучше не рассказывать о себе ничего лишнего и не заводить случайных отношений, тем более если при вас пухлый кошелек или ценности. Не преграда ворам и банковская карточка. Немало случаев, когда они, получив доступ к кредитке, опустошали чужой счет, пока хозяин видел клофелиновые сны в купе. Иногда забывчивые граждане прячут секретный код в портмоне, чтобы самим не забыть. Этот "узелок на память" злоумышленники быстро находят. После чего спрыгивают с поезда на малом ходу и либо снимают все деньги с кредитки в банкомате, либо расплачиваются ею в любом крупном магазине.
Не складывайте все в одну корзину
Но иногда поездные преступники не утруждают себя долгими контактами с жертвой, применяя усыпляющий газ. Газ, который не имеет ни цвета, ни запаха, распыляется через дверные щели ночью.
Известно немало историй, когда люди просыпались в разрезанной тонкими лезвиями на лоскуты одежде, но без кошельков во внутреннем кармане, зашитых на поясе денег или запрятанных в трусы заначек.
Сотрудники транспортной милиции советуют закрывать дверь купе не только на замок, цепочку и щеколду, но и придумывать свои приспособления. Например, взять с собой обычную палку, которую ставить ночью в распор, чтобы дверь купе не сдвигалась, даже если вору удастся справиться с давно знакомыми ему штатными замками.
И уже, конечно, первое правило - не распивать спиртные напитки в поезде. Клофелин, кто не знает, действует одурманивающе только в сочетании с алкоголем. Добавленный в кофе или чай он безвреден. Кроме того, трезвая голова поможет сохранить бдительность и чуткий сон в нештатной ситуации. Но, бывает, жертвами становятся даже предельно осторожные люди. Как только поезд подъезжал к промежуточной станции и снижал скорость, им приставляли нож к горлу и обирали до нитки. Но самые хитрые даже в таких, казалось бы, безвыходных ситуациях отделывались частичным ущербом. Они загодя прятали ценности в нескольких местах. И, отдав нападавшим кошелек, сохраняли большую часть денег. Ведь преступники, какими бы матерыми они ни были, всегда нервничают и, как правило, торопятся побыстрее покинуть место преступления.