Сегодня открывается авиационный салон, который вполне может стать новым рубежом в истории отечественного авиастроения и организации воздушных перевозок в нашей стране.
Яркие по своему содержанию авиасалоны проходят в Жуковском на территории Летно-испытательного института имени М.М. Громова уже пятнадцать лет. Однако лишь МАКС-2007 его организаторы попытались оптимизировать так, чтобы создать наиболее комфортные условия для деловых участников салона.
Такая перестройка вполне объяснима, и произошла она, что очень существенно, вовремя. К 2025 году эксперты прогнозируют полную замену парка всех мировых авиаперевозчиков. На смену летающим сейчас самолетам придут машины новых поколений - гораздо более надежные, более экономичные, более комфортные. И первыми в очереди на замену стоят российские авиакомпании, которые эксплуатируют едва ли не самые изношенные авиалайнеры.
Емкость российского рынка на ближайшие годы оценивается в миллиарды долларов. Более точную цифру обещают обнародовать на МАКСе эксперты фирмы Боинг, которая значительно расширила свое представительство в нашем салоне. Вообще, отличительной особенностью нынешней выставки аэрокосмических достижений стал количественный и качественный рост ее участников.
Отечественному авиастроению и основным авиаперевозчикам предстоит определиться в стратегии международного сотрудничества. Либо мы останемся богатыми покупателями, либо станем развивать совместные проекты, в том числе в области авиастроения.
О том, что наши авиаперевозчики могут себе позволить купить очень дорогие самолеты, вроде американского "Лайнера мечты", который еще только готовится к серийному производству, свидетельствуют контракты, заключенные на прошедшем в июне авиасалоне Ле Бурже-2007. И на МАКСе-2007 западные производители будут усиленно продвигать на российский рынок свои самолеты.
Однако есть и другие примеры. Известная российская самолетостроительная фирма "Сухой", организовав очень крупную международную кооперацию, смогла создать пассажирский очень современный самолет - "СухойСуперДжет-100", серийное производство которого будет развернуто на авиастроительном предприятии в Комсомольске-на-Амуре. Такой подход оказался выгоден всем участникам проекта, в рамках которого, в частности, начинается выпуск российско-французского двигателя SaM-146. Французская корпорация САФРАН, вдохновленная успехом, подготовила ряд предложений по созданию целой сети различных совместных предприятий на территории России, презентация которых должна состояться на МАКС-2007.
С российской стороны на предстоящем салоне будет показан проект отечественного магистрального самолета нового века, который так и назван - МС-21. Предполагается, что он будет создаваться всем российским авиапромом, объединенным в ОАК, в рамках широкой международной кооперации.
Накануне открытия авиасалона было сделано два очень важных для отечественных самолетостроителей и авиаперевозчиков заявления.
Президент Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров сказал, что бюджетные инвестиции в ОАК достигнут нескольких миллиардов рублей в год, что позволит возродить наше авиастроение на качественно новом уровне. Кроме этого будет формироваться такой рыночный климат, который сделает приобретение российскими авиакомпаниями российских пассажирских самолетов очень выгодным.
Руководитель Роспрома Борис Алешин твердо заявил, что вся продукция авиапрома отныне будет ориентирована на мировой рынок, то есть качество изделий, предлагаемых отечественным потребителям, не будет отличаться от того, которое реализуется в экспортных поставках.
На каких самолетах - своих, иностранных или совместного производства - мы будем летать в небе России, во многом определится уже в первые три дня работы МАКСа-2007.