Основным событием на рынке кредитования в первом полугодии стало вступление в силу с 1 июля 2007 года указания Центрального банка России, по которому банки обязаны сообщать своим клиентам эффективную процентную ставку по кредитам. Беззалоговые кредиты - как раз в числе кредитных продуктов, на которые эти изменения могут оказать значительное влияние, ведь именно здесь скрытые комиссии наиболее значительны.
Банки отреагировали на это переориентацией в развитии своих предложений от экспресс-кредитования в торговых точках к продвижению своих карточных продуктов и кредитов на неотложные нужды.
Карты являются одной из самых распространенных услуг, которой пользуется население, - 45 процентов граждан. В то время как депозитами - не более 30 процентов, потребительскими кредитами - 25 процентов, а ипотекой - менее 1 процента.
В целом в России объем эмиссии карт, выпущенных банками за год, вырос на 47,5 процента, превысив на 1 июля 92,2 миллиона штук. Правда, лишь 15 миллионов реально работают.
В ближайшие 1-2 года можно рассчитывать на то, что каждый житель России станет держателем карты, прогнозирует Банк России. По итогам второго квартала 2007 года оборот по ним в России превысил 1,549 триллиона рублей (свыше 2,8 триллиона рублей за полугодие), из которых более 1,4 триллиона рублей приходится на операции по получению наличных.
Между тем заместитель главы Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков намерен выступить с инициативой запрета рекламной рассылки кредитных карт. По его словам, соответствующее ограничение будет внесено в подготовленный законопроект "О потребительском кредите", где впервые законодательно будет дано определение карт и специфики их использования при потребительском кредитовании.
Аксаков сообщил, что в Госдуму поступает большое количество жалоб от граждан, получивших карту, но не заказывавших ее. Граждане активируют карту, но не пользуются ею, а потом приходит из банка информация о задолженности за годовое обслуживание. Такая карта может попасть в руки несовершеннолетних членов семьи или даже совершенно посторонних людей. Аксаков считает, что нужно разрешить рассылку только тех карт, на которые поступил запрос от потребителя. В противном случае это можно квалифицировать как навязывание услуги.
Кто эти россияне, которые берут кредиты в банках и на что они тратят деньги? По данным опроса Национального агентства финансовых исследований, воспользоваться кредитом на покупку аудио-видео бытовой техники, мобильных телефонов собираются как мужчины, так и женщины в равной степени. Данное распределение предпочтений характерно для большинства видов кредитования, за исключением кредитов на покупку автомобиля и ремонт квартиры или дома. Среди респондентов, намеренных воспользоваться автокредитом, значительно больше мужчин. А взять кредиты на ремонт квартиры или дома в большинстве намерены женщины.
Кредитом на покупку аудио-видео бытовой техники, мобильных телефонов, наиболее активно намерены воспользоваться респонденты в возрасте от 18 до 44 лет. Люди старшего возраста готовы воспользоваться этим кредитом в меньшей степени. Такая поведенческая характеристика данной возрастной группы распространяется практически на все виды кредитов, рассматриваемых в опросе. В старших возрастных группах (60 лет и старше) наблюдается самый высокий показатель людей, не намеренных брать какие-либо кредиты.
Намерения воспользоваться кредитом на покупку аудио-видео бытовой техники и мобильных телефонов выше в городах с численностью населения от 100 до 500 тысяч человек. Далее по степени востребованности таких кредитов следуют Москва и Санкт-Петербург, а также города с населением более 500 тысяч человек.
В возрастной структуре потенциальных заемщиков кредитов на покупку недвижимости доминируют возрастные группы 25-34 года (30 процентов) и 35-44 года (24 процента). Значительна доля потенциальных заемщиков и в группе 45-59 лет (22 процента). Активнее всех данные кредиты намерены брать жители городов с населением от 100 до 500 тысяч человек. Количество респондентов, планирующих брать кредиты на покупку недвижимости, в этих населенных пунктах больше, чем в Москве и Санкт-Петербурге.
Кредит на неотложные нужды в одинаковой степени планируют брать как мужчины, так и женщины. Наиболее активно воспользоваться этим видом кредита намерены россияне в возрасте от 25 до 44 лет. По итогам всероссийского опроса, наибольшее количество респондентов, планирующих брать кредиты на неотложные нужды, сконцентрировано в мелких населенных пунктах и городах. Доля потенциальных заемщиков по кредитам на неотложные нужды в мелких городах значительно выше, чем в более крупных. Это свидетельствует об определенном росте кредитного потенциала населения в регионах страны, что в свою очередь определяет контуры и перспективные ориентиры развития таких финансовых услуг для населения, как потребительские кредиты.
Всего же в этом году, по данным НАФИ, взять потребительский кредит намерены 27 процентов россиян.