В принятии решений по социальному строительству чиновникам не хватает ответственности

Василий Слюсар - полковник, заместитель начальника Федерального управления:

- Обеспечение строительства социально значимых объектов в районах уничтожения химоружия возложено на наше управление, но что именно строить - определяют региональные власти.

В Федеральной программе по уничтожению химического оружия на территории Российской Федерации предусмотрено, что до десяти процентов средств, выделяемых на строительство промышленной доли объектов по уничтожению химического оружия, должно идти на обеспечение строительства социально значимых объектов в интересах регионов, на территории которых создаются объекты по УХО. Порой такая вот десятина превышает миллиард рублей. Деньги для отдаленных районов, где когда-то складировалось, а сейчас готовится к уничтожению или уже ликвидируется химоружие, немалые. И возникает соблазн решить все местные проблемы только за счет федерального финансирования. При этом забывается, что деньги все-таки ограничены и главная наша задача - безопасно и в срок уничтожить все боевые отравляющие вещества, а не решить в полном объеме социальные проблемы отсталых регионов.

Бывает и так, что местные власти чуть ли не в ультимативной форме требуют от нас построить все и сразу, не учитывая, что ввод в строй какого-то объекта невозможен без предварительного введения в строй другого, который, может, и в заявке-то не обозначен. Забывается также, что мы не можем начинать даже самого малого строительства без наличия на руках всей проектно-сметной документации, заверенной надлежащим образом.

Из всех объектов УХО в какой-то период наиболее проблемным у нас оказалось Щучье, где друг на друга наложились сразу два негативных фактора - международный и внутренний.

Американцы, которые по межправительственному соглашению финансируют строительство промышленной зоны объекта по уничтожению химоружия, пришли к выводу, что принятый ими подход в распределении выделяемых правительством США средств не эффективен. Дело в том, что значительную часть денег та американская компания, которая управляла строительством, тратила на самообеспечение. В конце концов ситуация сложилась таким образом, что при существующей системе управления строительством денег непосредственно на оплату строительно-монтажных работ могло не хватить.

Теперь ситуация в корне изменилась. Деньги остаются американскими, но на что их расходовать, определяет Роспром. Недавно было подписано соглашение между Роспромом, являющимся государственным заказчиком, и минобороны США по переходу на новую систему управления строительством. В нем четко разграничены сферы ответственности и обозначены наши обязанности, определен порядок подписания и финансирования договоров, приемки выполненных работ.

Пытаемся мы оптимизировать наши взаимоотношения и с местными властями, хотя это сделать бывает труднее, чем с американцами.

Еще до начала строительства объекта УХО в Щучьем там активно возбуждалось общественное мнение против этого строительства. Любое наше начинание, даже в социальной сфере, встречалось в штыки: не то строим, не так ремонтируем, не тем сферам уделяем повышенное внимание...

Начальнику Федерального управления пришлось даже создать на объекте специальную постоянно действующую группу, которой были приданы самые широкие полномочия. Каждый вторник мы встречаемся с руководителями района и города, тщательно рассматриваем все вопросы, связанные с реализацией социальных программ, ищем и, как правило, находим выход из, казалось бы, тупиковых ситуаций. Открыты мы и для местного населения, всегда готовы ответить на любой вопрос, если он находится в нашей компетенции. И ситуация в Щучьем стала постепенно выправляться, хотя проблем осталось немало.

К примеру, многие годы нас упрекали в том, что мы не хотим решать вопрос теплоснабжения. Котельные там действительно очень старые, ненадежные, работали они на привозном угле, которого всегда не хватало.

Наконец, мы построили современную мощную котельную, работающую на газе. И тут выясняется, что город не может принять ее в эксплуатацию, так как системы теплоснабжения будто бы выработали весь свой ресурс, их надо менять. А проектно-сметной документации на сети теплоснабжения города Щучье нет. Что делать? Ведь зима и морозы не за горами. Сейчас усиленно ищем выход из создавшегося положения, и мы его найдем.

Случается, что какой-то социальный объект построен, а по прошествии нескольких лет выясняется, что ни местным властям, ни местному населению он не нужен. И опять пытаются обвинить в якобы нецелевом расходовании средств Федеральное управление. А ведь мы фактически буквально выполняли то, о чем просили местные власти.

В Камбарке городское руководство настояло на строительстве современной автостанции. А в городе практически нет автобусного движения!

Опять же по настоянию местных властей в Камбарке построили большую баню и прачечную, которыми пользоваться никто не хочет. Теперь эту баню хотят переоборудовать в крытый рынок.

И все-таки надо признать, что все негативные моменты блекнут перед той поистине грандиозной созидательной работой, которая сделана и делается силами Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия.

Помимо того, что мы смогли приступить к практическому решению сложнейшей задачи промышленной ликвидации боевых отравляющих веществ, нами построены десятки тысяч квадратных метров комфортабельного жилья, детские сады, школы, медицинские учреждения, проложены газопроводы, водоводы, канализационные системы, возведены линии электропередачи...

И многие годы, а то и десятилетия, уже после того как будет ликвидирована последняя капля боевого отравляющего вещества, объекты социальной значимости будут функционировать в интересах населения тех регионов, где когда-то находились целые арсеналы химического оружия.