В подмосковном Жуковском с 21 по 26 августа работает Международный аэрокосмический салон МАКС-2007, который активно освещается отечественными и мировыми СМИ. Многие открытия салона были бы невозможны без участия предприятий Республики Беларусь.
Выставка на территории Летно-испытательного института имени М.М. Громова посвящена прежде всего авиации и космонавтике. А Беларусь всегда была весьма ярким участником МАКСов. На прошлой выставке настоящей сенсацией стали строевые истребители МиГ-29 белорусских ВВС, модернизированные по последнему слову современных технологий, включая установку систем для дозаправки топливом в воздухе. В этот раз истребителей не было. Зато прилетела весть о том, что практически все МиГ-29 в ВВС Республики Беларусь прошли показанную два года назад модернизацию и сейчас они по боевым возможностям превосходят аналогичные машины, стоящие на вооружении во всех странах СНГ, включая Россию, где о модернизации много говорится, но пока еще мало делается.
Стенды выставочного комплекса Республики Беларусь отразили все сферы, в которых возможно сотрудничество на ниве совершенствования современных летательных аппаратов, а также те направления, по которым стоит работать на перспективу.
Однако самое интересное и по-настоящему сенсационное было вне чисто белорусской экспозиции. Рядом с павильоном, в котором работала белорусская делегация, стояла, привлекая всеобщее внимание, необычная ракетная пусковая установка, которая, к слову, предварительно никак не анонсировалась. Оказалось, что это был самоходный ракетный комплекс CLUB-M, несущий до шести пусковых установок. Ракеты способны поражать любые наземные и движущиеся морские цели на дальности свыше двухсот километров. Аналогов таким комплексам в мире нет, и изюминка его не только в высокой точности наведения ракет, но и в мобильности всего комплекса. А подвижность как раз обеспечивает специальная транспортная система, созданная специалистами Минского завода колесных тягачей.
Еще одной сенсацией стал беспилотный летательный аппарат "ДАНЬ-БАРУК", разработанный и построенный в Казанском опытно-конструкторском бюро "Сокол".
"Дань" - это хорошо известная беспилотная воздушная мишень, по которой, кстати, отлично отстрелялись белорусские зенитчики на российском полигоне Ашулук. "БАРУК" же означает - беспилотный авиационный разведывательно-ударный комплекс, и создан он на базе "ДАНИ". Беспилотник может вести мониторинг окружающей среды, разведку поля боя, а также нести ракетно-бомбовое вооружение, определять цели и поражать их. Аналогичных аппаратов с подобными характеристиками не представила ни одна фирма на МАКСе-2007.
Дело не только в том, что "ДАНЬ-БАРУК" оказался универсальным комплексом, способным осуществлять и разведку, и атаку, он может находиться в воздухе до пятнадцати часов. Обеспечивают столь высокую воздушную автономность двигатели, поставляемые одной из фирм Республики Беларусь. И как сказали разработчики уникального беспилотника из Казани, они вряд ли бы сделали свой "БАРУК", если бы не весьма удачная, по их словам, кооперация с белорусскими специалистами.
Межгосударственные российско-белорусские финансово-промышленные группы особо себя на МАКС-2007 не проявили, хотя свое присутствие и демонстрировали, зато очень эффектно проявились результаты их деятельности.
В МФПГ "Аэрокосмическое оборудование" разработали и внедрили в производство новое поколение топливной арматуры для автомобильных дизелей нового поколения. Технологии при этом использовались такие, которые ранее применялись только в аэрокосмическом оборудовании. Это новшество обеспечивает будущим моторам не только высокие технико-экономические показатели, но и гарантированное соответствие самым строгим стандартам ЕВРО.
Кстати, вчера на полигоне Ашулук всем участникам учений "Содружество-2007" был показан действующий комплекс "Печора-2М", созданный в рамках российско-белорусского сотрудничества в МФПГ "Оборонительные системы".
Впервые за время существования СНГ министры практически всех стран Содружества ознакомились с новейшей разработкой в области ПВО. Если учесть, что зенитно-ракетный комплекс "Печора - С-125М1" находится на вооружении многих армий государств СНГ, то интерес к его глубокой модернизации был очень высок. Впрочем, "Печора - 2М" это, скорее, не модернизация, а совершенно новая система в старом обличье. Сильной стороной комплекса является его мобильность, которая обеспечивается опять же автомобилями, производимыми на МЗКТ. Вся система "Печоры - 2М", а это несколько командных машин и пусковых установок, пришла в Ашулук с полигона Капустин Яр своим ходом, преодолев более двухсот километров. Специалистам такой марш-бросок скажет о многом.
Оценивая общее участие предприятий Республики Беларусь и демонстрацию совместных проектов на авиасалоне в Жуковском, можно сказать, что демонстрация была не броской, но очень яркой.