В результате корректировки новый маршрут пройдет не южнее датского острова Борнхольм, как было спроектировано ранее, а севернее. Напомним, что совместный проект российского "Газпрома" и двух немецких компаний был начат в конце 2005 года. Нитка газопровода длиной 1200 километров должна была частично протянуться по суше, а частично - по дну моря. Однако такой расклад сразу же был принят "в штыки" странами Прибалтики и Польши, имеющими выход к Балтийскому морю, которые обратились в Еврокомиссию с просьбой остановить строительство "морской" части газопровода и провести трубу только по суше. Причиной стало то, что морской путь увеличит экологические риски для населения этих стран. В Юго-Западной части Балтийского моря находятся большие захоронения химического оружия времен Второй мировой войны, и неизвестно, как они отреагируют на строительство газопровода. Теперь эта проблема исчерпана.
Удлинение трассы увеличит затраты на строительство как минимум на несколько десятков миллионов долларов. Точная сумма будет названа после тендеров на поставку труб и трубоукладочные работы. Известно, что сухопутная часть Nord Stream обойдется примерно в 6 миллиардов долларов, а подводная до сих пор оценивалась в 4,5 миллиарда. Эксперты предполагают, что это не последнее изменение маршрута. Как известно, шведские природоохранные органы в настоящее время просят перенести трассы газопровода и морской платформы как можно дальше от острова Готланд. Владельцы проекта пытаются найти подходящий вариант. А Хельсинки требует подвинуть трубу поближе к экономическим водам Эстонии. Эстония же в свою очередь пока не дает разрешения на проведение исследования дна, чтобы участники проекта могли представить обоснованные данные по необходимости и возможности такого шага.
Справка "РГ"
Соединив крупнейшие в мире газовые месторождения России с Европейской газопроводной сетью, Nord Stream должен обеспечить около 25 процентов потребностей стран ЕС в дополнительном импорте газа.