По данным Кировстата, в январе - июле кировчане большую часть денег тратили на покупку непродовольственных товаров. Как считают в управлении торговли и потребительских услуг при правительстве области, показатель достаточно говорящий.
Социологи давно вывели "формулу благополучия", согласно которой степень экономической состоятельности того или иного человека можно вычислить по его расходам. Если большую часть зарплаты он тратит на еду - значит живет "от получки до получки". Если же хлеб насущный уходит на второй план, а на первом промышленные товары, - значит уровень его благополучия ближе к тому разряду, что называют "средним классом". И, наконец, верх благополучия, когда большая часть текущих расходов приходится на потребительские услуги, не связанные с удовлетворением текущих потребностей первой необходимости: кино, театр, солярии и прочее, без чего в принципе биологически можно прожить. Все это характерно и для региона в целом.
Ноутбук - не роскошь
Мало того что в первом полугодии кировчане "набросились" в первую очередь на дорогостоящие товары длительного пользования. Важно и другое: несколько лет назад сбыт крупной бытовой техники застопорился по той причине, что те, кто мог позволить себе сделать такую покупку раньше, уже обзавелись импортными холодильниками и стиральными машинами, а остальным такие покупки были не по карману - лишь бы выжить. Теперь в магазины бытовой техники как раз и потянулась эта группа покупателей - сегодня их доходы позволяют сделать такие покупки. Резко в последнее время возросли объемы продаж телевизоров, сотовых телефонов, компьютеров, особенно ноутбуков.
Хотя точной статистики, сколько товаров покупается в кредит, нет, но, несомненно, свою роль в наращивании торгового оборота непродовольственных товаров сыграл и этот фактор.
Те, кто и раньше не страдал от недостатка денег, также "подтягиваются". За полгода в Кирове открылось сразу несколько крупных салонов по продаже иномарок, и торговля идет весьма неплохо. Раньше за ними ездили в Москву, Нижний Новгород, Казань. Теперь покупателей "с деньгами" стало столько, что иностранным фирмам выгоднее открыть дилерские центры в Кирове.
Кстати, только ремонтом автотехники в Кировской области занимается более трехсот мастерских. А всего за год в регионе было отремонтировано более 130 тысяч автомобилей.
Прополол грядку - и в кафе
Но еще больше удивляет резко возросшая тяга кировчан к кафе. С января по июль оборот общепита по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос более чем на треть. Речь идет не о том, что все больше людей ходят обедать в столовую, - на работу с собой "тормозок" давно уже никто не носит. Но теперь даже небольшие семейные торжества люди предпочитают проводить в кафе.
Что любопытно, в этом отношении деревня не только не отстает от города, но часто и опережает его. Например, в сугубо сельскохозяйственных небольших Кикнурском и Сунском районах объем общепитовских услуг на душу населения намного опережает показатели областного центра. То есть уходит в прошлое даже традиционный домашний сельский стол с брагой, самогонкой и солеными огурцами. Юбилеи и свадьбы селяне все чаще проводят в местных столовых и кафе.
Сказывается и еще один нюанс - потребкооперация в Кировской области, снабжающая сельскую глубинку всем необходимым (многие кафе в райцентрах принадлежат тоже ей), в отличие от многих других регионов не только не умерла, но и активно развивается. Все последнее время она стабильно занимает второе место по России. Этому способствует и система региональных льгот для потребкооперации как социально значимой для региона структуры.
Правда, торговля непродовольственными товарами в сельской местности отстает от городов, поскольку за крупной бытовой техникой и телевизорами селяне по-прежнему чаще ездят в город. Зато теперь не редкость "Мерседес" возле сельской калитки или спутниковая антенна на стене деревенского дома.
От рынка до супермаркета
Еще одна любопытная тенденция, которая также прослеживается в последнее время из года в год, - кировчане все реже делают покупки на рынках. Если четыре года назад рынки давали 12,5 процента всего торгового оборота, то в первом полугодии этого года цифра снизилась до 7,5 процента. Особенно это заметно по промышленным товарам. Если еще десять лет назад большая часть жителей областного центра одевалась на рынках, то теперь почти все кировчане за брюками и кофтами идут в магазины. Они в последнее время все больше тяготеют к форме супермаркетов, где можно не только сделать покупку, но и посидеть в кафе и поиграть в боулинг.
Тем не менее, как считают в управлении торговли и потребительских услуг при правительстве области, и мелкие "магазины у дома" также никуда не денутся, поскольку именно там проще купить продовольственные товары первой необходимости.
Еще одна характерная деталь последнего времени - социальная дифференциация покупателей. Например, во многих магазинах за счет дополнительных "накруток" на дорогие товары хлеб и молоко стараются сделать дешевле. Что, оказывается, выгодно всем. У кого есть деньги, такой "мелочи" не замечают, а для малообеспеченных разница и в 20 копеек может быть весьма существенной. Причем и торговля оказывается не в накладе - таким образом растут обороты. Кроме того, действует система скидок для тех, кто покупает не в "пиковое" время, например утром.
Что еще показательно, владельцы магазинов, особенно крупных, не ограничиваются только ценовой политикой, но все большее внимание уделяют удобству покупателей. Например, кондиционированию воздуха, чтобы приятно было делать покупки, или дизайну, оформлению витрин, чтобы "тянуло" зайти в магазин.
Более высокими темпами, чем в прошлом году, развивается и рынок платных услуг. В январе - июле этого года их объем был на 11,1 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. В первую очередь рост заметен по количеству новых парикмахерских, салонов красоты, соляриев. Как считают в управлении торговли и потребительских услуг при правительстве области, этому продолжает способствовать налог на вмененный доход, который только за один год вывел из "тени" в свое время разом 30 тысяч предпринимателей.
То есть в нынешнем покупательско-потребительском буме смешалось сразу несколько факторов, которые вместе и дают такой неплохой результат.
Компетентно
Олег Колобов, начальник управления торговли и потребительских услуг при правительстве Кировской области:
- Ситуация на потребительском рынке региона в последнее время отчетливо говорит о росте доходов населения. Особенно приятно то, что в первую очередь растет спрос на дорогостоящие товары. То есть население живет не только сегодняшним днем. Одновременно на территории Кировской области создаются благоприятные экономические условия для торговли и общественного питания, например, до максимально допустимого предела снижены налоги по этим видам дятельности на селе. В результате на предприятиях оптовой, розничной торговли и общественного питания занято более 110 тысяч человек, то есть почти каждый десятый житель области. А торговля является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики региона. Я думаю, эта тенденция сохранится и в будущем.
Справка "РГ"
По данным Кировстата, оборот розничной торговли в январе - июле 2007 года составил 28367,9 миллиона рублей и возрос по сравнению с аналогичным периодом 2006 года в сопоставимых ценах на 11,9 процента. Население области израсходовало на приобретение товаров на 4579,5 миллиона рублей больше, чем за январь - июль предыдущего года. В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 49,9 процента, а непродовольственных - 50,1 процента. Предприятиями общественного питания реализовано продукции на 2329,2 миллиона рублей, что в сопоставимых ценах на 35,5 процента больше, чем за январь - июль 2006 года.