Польша и Германия "поссорились" из-за культурных ценностей

В четверг стало известно, что Польша потребует от Германии выплатить около 20 миллиардов долларов за культурные ценности, вывезенные из страны в годы оккупации. Но при этом не намерена возвращать шедевры немецкого искусства, оказавшиеся на ее территории после Второй мировой войны.

Министр иностранных дел Польши Анна Фотыга категорически отвергла претензии ФРГ на возвращение "перемещенных культурных ценностей". По мнению Фотыги, они "были брошены бежавшими нацистами и согласно международному праву они принадлежат Польше".

Сегодня вопрос передела культурного наследия, оказавшегося волей случая в различных музеях мира, все чаще становится глобальной международной проблемой, вызывая громкие политические конфликты между странами.

Редкий случай - Италия решила добровольно вернуть Пакистану 96 археологических ценностей, относящихся к IV-II векам до нашей эры. Разными путями, в основном незаконными, эти объекты попали в итальянские музеи.

Италия приняла это решение с дальним прицелом. Дело в том, что уже не первый год итальянские власти ведут тяжбу с американскими музеями, требуя возвращения своих археологических ценностей, которые в свое время были незаконно вывезены из Италии за океан. В этой "археологической войне" Италия уже добилась первых успехов. Нью-йоркский Метрополитен-музей вернул 15 экспонатов из своей коллекции древностей. Согласие на возвращение части итальянских археологических находок дал и Бостонский музей изящных искусств.

Трудно идут переговоры с Музеем Гетти в Малибу, Калифорния. Дело сдвинулось с мертвой точки только после того, как в 2005 году итальянские власти подали в суд на бывшего директора этого музея, обвинив его "в соучастии преступной организации и укрывательстве ворованных археологических ценностей". В конце концов стороны пришли к компромиссу: музей возвращает 40 произведений античного искусства.

Однако главный экспонат, из-за которого, собственно, разгорелся весь сыр-бор, музей категорически отказывается вернуть. Это бронзовая статуя "Атлет". Ее изваял придворный художник Александра Македонского Лисипп. Эта статуя считается одной из лучших скульптур Древней Греции. Ее зацепила сетью на морском дне летом 1964 года по чистой случайности итальянская рыболовецкая шхуна "Ферри Ферручио" в нескольких десятках километров от адриатического побережья провинций Пезаро и Урбино. Возвращение археологических ценностей Пакистану создает прецедент, на который Рим намерен опираться в споре с американцами.

Морская археология привела к острому спору между США и Испанией из-за поднятого с затонувшего судна клада золотых монет. Их общая стоимость 350 миллионов евро. Этот клад считается самым крупным из числа найденных в море. В Мадриде утверждают, что судно американской компании "Одиссея" подняло клад с затонувшего еще в XVII веке у берегов Испании галеона. Следовательно, клад принадлежит испанскому государству. Чем закончится тяжба - сказать трудно.

Источником "археологических войн", как ни странно, являются сами археологические раскопки. В богатых итальянских домах хозяева не раз показывали мне с гордостью разнообразные предметы древности - от этрусских ваз до древнеримских светильников. Они купили их у тех, кто, на свой страх и риск, незаконно ведет раскопки.

Часть найденного контрабандными путями уходит из Италии, прежде всего в ту же Америку. Законом это карается. Но жажда наживы перевешивает страх, тем более что речь идет о больших деньгах. Вернуть же археологические раритеты, даже если они и всплыли на каком-нибудь аукционе, крайне трудно.