Российская газета: Карен Георгиевич, ваши сыновья в этом году идут в 6-й и 10-й классы, прежде чем говорить о современном среднем образовании, скажите, вы сами-то любили школу?
Карен Шахназаров: Вы знаете, это так давно было... Но вообще-то отвращения к учебе у меня не было.
РГ: Многие взрослые, глядя на своих детей-школьников, иногда сами мечтают сесть вновь за парту, вы не хотите?
Шахназаров: Нет, за парту я сейчас бы не пошел, у меня нет ностальгии, но в свое время я ходил в школу с удовольствием, хотя учился не очень хорошо: где-то с 6-го класса - хуже среднего...
РГ: Надоело или влюбились?
Шахназаров: Нет, у меня уже пошел крен в сторону гуманитарных предметов, по ним я всегда учился хорошо. Я много читал, хорошо знал историю, литературу. Но мало понимал математику, химию, вот физика мне нравилась, по этому предмету я хорошо учился. Кстати, я считаю, что точные науки нужны для образования, в том числе и для тех, кто идет в гуманитарии, представления об этих предметах должны быть.
РГ: Зачем? Это же мучение разбираться в законе Авогадро и гидролизе солей!
Шахназаров: (Усмехается.) Образование и должно быть мучением. Это не развлечение. Вас послушаешь, человеку вообще лучше всего ничего не делать - сидеть на дереве и есть бананы. Строго говоря, образование - это усилие, поэтому к нему не надо относиться как к радости. Другое дело, что его надо сделать для детей максимально увлекательным. Но это уже другой вопрос. Ребенок должен привыкать к мысли, что это работа, труд, который он должен делать. Это работа, которая может быть и не всегда нравится, но тем не менее ее нужно сделать. Это воспитывает дисциплину, трудолюбие.
РГ: Что ваши дети должны получить от среднего образования?
Шахназаров: Во-первых, я хотел бы, чтобы их приучили к мысли, что надо учиться. К сожалению, наше образование (я вижу это по своим детям, когда занимаюсь с ними) сильно деградировало с советских времен. На мой взгляд, появились очень плохие учебники. Они написаны людьми, которые совершенно не любят детей и не понимают их. Они переусложнены и в то же время не дают простой и ясной информации.
И, конечно, образование, на мой взгляд, должно быть более национально-ориентированным. Дети должны понимать, что они живут в России. Я читаю учебник по истории со своими детьми и просто поражаюсь - детей воспитывают в традициях Европы, но не воспитывают в российской традиции. Это неправильно. Ни в одной стране такого нет. У нас Великую Отечественную войну изучают меньше, чем гражданскую войну в США, - ну что за глупости? В то же время, изучая гражданскую войну в США, наши дети не знают толком, кто такие кавказцы, кто такие дагестанцы. А мы удивляемся, что у нас случаются проблемы на межнациональной почве, когда дети не знают, что это их соотечественники. И таких вопросов много. Меня крайне не удовлетворяет уровень нашего школьного образования, и самое главное, к сожалению, оно у детей вызывает отторжение. Потому что, с одной стороны, все переусложнено, очень большая нагрузка, дети ничего не успевают, в результате в школе им толком ничего не успевают объяснить и объяснять вынуждены родители. У детей нет времени ни спортом заниматься, ни музыкой. Детям не хочется учиться, им не нравится учиться - и это очень плохо.
РГ: На ваш взгляд, можно взять что-то хорошее из школы ваших времен?
Шахназаров: Я вообще считаю, что не надо было так много реформировать. Советская система среднего образования была лучшей в мире. Я это говорю не потому, что патриот СССР, а потому, что мне об этом впервые рассказали в Америке. Мы тоже приезжали туда с мыслью, что у нас все плохо, а нам в Гарвардском университете говорили: вы что, ребята, у вас лучшая система школьного образования! Зачем было ее менять? Зачем реформировать то, что хорошо, когда надо реформировать то, что плохо. Я, например, совершенно не понимаю, зачем ввели ЕГЭ. На мой взгляд, он нужен для того, чтобы какому-нибудь бюрократу легче было своих детей устроить в вуз. Когда я преподавал во ВГИКе, сам видел, как резко сегодня снизился уровень подготовки молодых людей. Они ничего не знают. Молодежь хорошая, но дремучая. Потому что система в школе ужасная. Плюс к этому я сейчас столкнулся с таким явлением, когда за деньги по-быстрому заканчивают школу экстерном. Приходит ко мне молодой человек 19 лет, спрашиваю его, где он учится. Я, говорит, заканчиваю театральное училище. Я в недоумении: а когда вы успели закончить школу? А школу я закончил в 14 лет экстерном. Понятно же, как экстерном заканчивают школу в 14 лет: папа с мамой дали денег, посчитав, что не надо учиться. Ну что это за бред? С этим сталкиваешься сплошь и рядом, и это пугает.
РГ: А качество высшего образования, на ваш взгляд, изменилось?
Шахназаров: Видимо, да. Я не могу говорить о физиках-математиках. Но в кино - да. Образование стало хуже, чем было двадцать - тридцать лет назад. И это я говорю не как нудящий старичок: а вот в наше время было лучше, я говорю это, потому что вижу. Например, качество кинообразования видно на экране, что бы там ни говорили о достижениях нашего кино.
РГ: Как вам кажется, чему не учат в школе?
Шахназаров: Чему не учат? Мне кажется, не учат многим элементарным вещам. Если бы я со своими детьми не играл в "Города", они не знали бы, что Киев - столица Украины. И это в 14 лет. Они географию, конечно, изучают, но та школьная география зачем-то учит определять высоту холма, но при этом там нет информации о том, кто открыл Америку, или столицы Бразилии... Детям нужно через географию прививать интерес, через романтику странствий, географических открытий. У нас же высчитывается высота холма. То есть, на мой взгляд, школа дает массу ненужных знаний и не дает массу совершенно необходимых в жизни.
РГ: Может, не так уж и страшно, не знать, что Волга впадает в Каспийское море, что столица Дании Копенгаген? К чему приводит необразованность?
Шахназаров: Прежде всего к проигрышу в жизни. Без образования вы будете аутсайдером. Вы хотите быть аутсайдером? Если вы хотите им быть, то никогда ничего не получите, никогда ничего не заработаете. Образование сегодня - это основа основ. У образованного человека всегда есть преимущество над человеком без образования. Жизнь - это ведь соревнование, и в нем выигрывает образованный.