Ассоциация некоммерческих организаций по защите избирательных прав "Гражданский контроль"
Пик сезона отпусков, который, несмотря на аномальную тропическую жару, традиционно заморозил общественную жизнь и политическую активность, неумолимо отступает, возвращая в сознание и души россиян будничные заботы о хлебе насущном и благополучии чад. Однако "постотпускная" депрессия сезона-2007 обогащена особыми эмоциональными красками - в стране практически сформировалось предвыборное настроение. Для многих инициативных деловых людей временная перспектива делится на "до" и "после" выборов. Типичное обсуждение какого-нибудь долгосрочного бизнес-проекта обязательно предусматривает чью-то реплику о необходимости пересмотра внешних обстоятельств именно "после" марта 2008-го. Далее оратор делает многозначительный взгляд, а аудитория погружается в задумчивую тишину.
Предстоящие выборы уже не вписываются в выстроенный ряд предыдущих трех кампаний, начатых с 1993 года. В ставшей привычной, как сериал, формуле "Ельцин - Зюганов" выборы представляли собой всероссийское казино, где основным мотивом избирателя, за кого бы он ни голосовал, была лишь "надежда" на счастливое "когда-то", и только узкий круг ничем не ограниченных лиц четко представляли практическую значимость сохранения демократии.
Сегодня изменилось несколько определяющих обстоятельств. "Расширился круг экономически активных людей, которым есть что терять в случае неадекватного выбора талантливой на сюрпризы России. Это честные граждане, которые своим трудом, своей квалификацией формируют реальный средний класс собственников. Галочка в декабрьском и мартовском избирательных бюллетенях это уже реальная ответственность, а не отчаянный удар по кнопке привокзального игрального аппарата. Интересный пример из жизни. В девяностых годах одна очень уважаемая консалтинговая компания для маркетинговых целей своего клиента пыталась хоть как-то определить российский средний класс. На максимуме мозгового напряжения своих весьма квалифицированных и, как видно из итога, весьма талантливых сотрудников, с титаническим усилием компания выдавила следующее поистине гениальное решение: "Российский средний класс - это люди, которые регулярно покупают себе минералку без газа в больших бутылках". Большинству людей тогда казалось диким покупать то, что течет из-под крана.
Сегодня идентификация класса российских собственников, не требует подобных "нанотехнологий". Он формируется устойчиво и стабильно. А Россия, исторически являясь одной из важнейших европейских стран, определяющей общий культурно-политический облик континента, пережив феодальную разруху, естественным эволюционным путем возрождает и формирует подлинные европейские общественные институты, важнейшим из которых является стабильная эффективная и прозрачная избирательная система.
Знаковым явлением сегодняшнего предвыборного настроения является уникальное и беспрерывно жужжащее из всех приемников слово "преемник". Понятие целиком и полностью сгенерированное, растиражированное отечественными СМИ. В этом сезоне это понятие имеет полумистический, интригующий смысл, примерно такой же, как в начале девяностых слово "НЛО", о котором, как, кстати, и сегодня о "теории преемника", знал каждый читатель из обезумевших от свободы газет. "Преемник" - это информационный продукт, которым можно подразнить целевую аудиторию конкретного издательского дома. В Интернете частенько "новостной" баннер "Путин назвал преемника", соседствует с какой-нибудь "Очередной выходкой Ксюши Собчак", что наглядно показывает уровень и глубину политической аналитики. В чем причина? Сегодня население в целом стало гораздо менее политизировано. Сознание и память обывателя не цепляются за фамилии политиков. Даже традиционно информированные малообеспеченные слои населения едва ли с ходу назовут фамилии руководителей всех действующих парламентских фракций. Всю тяжесть взглядов и мысленных пожеланий населения выдерживает один лишь министр Зурабов. Это очевидный признак стабильности. Сегодня мы решаем задачи в скучном для обывателя рабочем порядке, а не путем шоковых терапий и хирургии. С другой стороны, приближение выборов заставляет задуматься о судьбе своих проектов или о будущем сына-выпускника, который нашел отличную работу в успешной компании. Рассказами о "страшных" коммунистах или "злом гении" Чубайса сегодня сложно заставить скупить тираж или перейти по ссылке на нужный сайт. "Преемник" - это находка. Но, следует заметить, пока единственная.
Современная Россия должна продолжить движение к модели, когда выборы - это не шок или протест, а нормальный технический механизм оценки стратегии развития страны. Переход к следующему этапу посредством обмена мнениями сотни миллионов избирателей.
Признаками наличия такого движения, безусловно, является произошедшая в этом году актуализация избирательного законодательства.
В первую очередь новеллы российского избирательного права направлены на повышение ответственности за гражданскую позицию. Даже за факт ее наличия и отсутствия. Совершенно непонятна оценка отмены порога явки избирателей, как "недемократической". Скорее всего, при такой оценке имеет место психологический эффект, причиной которого стала отмена права "проголосовать ногами". Однако, это всего лишь стереотип, оправдывающий пассивность. Трудно заподозрить в недемократичности избирательное законодательство, например, Франции, которое не содержит положений о "пороге явки" или о графе "против всех", но при этом обеспечивает ту самую явку избирателей на уровне, превышающем 80%.
Человек, который не пошел на выборы, таким образом, сознательно оставляет право выбора более активным гражданам. Как и многое в современной государственной политике, этот шаг продиктован не какой-то сиюминутной выгодой для партии власти. Если вдуматься, то избиратели оппозиционных партий в разы активнее тех, кто, не утруждая себя анализом политического спектра, голосует за ЕР. Сделана серьезная стратегическая попытка научить и стимулировать аморфный электорат эволюционировать в полноценное гражданское общество, Вместо обличающего "диалога" с телевизором пойти и проголосовать за наиболее соответствующую убеждениям партию. Потрудиться изучить списки кандидатов и предвыборную пpoгpаммy, чтобы сформулировать свое решение. Это очевидные шаги для общества, живущего по демократическим принципам, и очень трудные для народа, который по инерции продолжает себя убеждать, что с ним не считаются. Та же инертность сознания масс позволяет проявлять себя такому явлению, как пресловутый "административный ресурс". Незаконное вмешательство действующих чиновников в любую предвыборную кампанию видно невооруженным глазом. Оно не может быть незаметно, т.к., исходя из своих задач, направлено на внимание избирателя. И если любая форма обмана и недобросовестного поведения на бытовом уровне заставляет каждого человека сделать соответствующие выводы и больше никогда не иметь дела с тем, кто повел себя непорядочно, то почему этого не происходит в процессе выбора будущего для страны? Ведь в этом случае использование административного ресурса превращалось бы в медвежью (простите за каламбур) услугу, в большинстве случаев потеряло бы актуальность без громких судов и скандалов. Ответ прост: уровень мотивации и понимания своих интересов на колхозном рынке при покупке картошки значительно выше, чем при участии в выборах.
Государство сделало первый шаг на пути к созданию условий и "питательной среды" для формирования гражданского общества. Ответным шагом со стороны граждан должно стать активное и осознанное участие в политической жизни государства. Наибольший вклад в этот процесс должны сделать по своей природе и заинтересованности наиболее активные представители общества - собственники, представляющие настоящий средний класс в общеевропейском понимании. Это люди, имеющие реальную собственность (начиная с квартиры и приусадебного участка, либо своего дела). В их задачу входит осуществление гражданского контроля за выборным процессом на всех его стадиях. Гражданский контроль и позиция собственников призваны сформировать устойчивую общественную пирамиду, в которой представители элиты сами являются субъектами избирательного процесса, а низы, благодаря активной позиции среднего класса получают информацию и реализуют сложившееся общественное мнение, а, следовательно, и результат голосования.
К сожалению, общероссийский комплекс неполноценности мешает нам озвучить и осознать тот факт, что российская избирательная система и законодательство по своему качеству и эффективности действия объективно имеет множество преимуществ перед западными, в особенности - англосаксонскими системами. Так избирательное законодательство США сформировано из целого ряда федеральных актов помимо Конституции: таких, как Акт об избирательном праве 1970 года, Акт о федеральных избирательных кампаниях 1971 г., Акт о регистрации избирателей 1993 года, Акт о реформе двухпартийной кампании 2002 года, Акт о содействии Америке в проведении голосования 2002 г., и т.д. При этом процесс выборов органов власти на уровне этих самых штатов регулируется зачастую противоречащими друг другу хартиями местного самоуправления. Что удивительно, избирательная система многих штатов задействована в регулировании генеральных (общефедеральных) выборов. В результате, среди правоведов всего мира, изучающих избирательное право, законодательство США в этом вопросе считается чрезвычайно несистематизированным.
При формировании российского избирательного права российские законодатели были свободны от груза неуклюжей традиционности некоторых норм, подлежащих соблюдению с целью защиты культурной самоидентификации, как это часто происходит в странах, которые гордятся историей своей демократии. При этом следует учитывать географические особенности территории России, ее федеративное устройство и другие факторы, делающие обеспечение проведения выборов весьма трудным проектом. Ни одна страна в мире не проводит выборы в 11 часовых поясах, и 86 (а ранее и в 88) субъектах многонациональной Федерации, однако эти факты являются для большинства привычными и обыденными. Как полеты в космос.
Когда система работает, то ответственность за ее эффективное использование лежит на пользователе, и результат зависит от того, как он контролирует процессы в рамках работы этой системы. Применительно к системе избирательной - это формы и методы гражданского контроля.
Важным событием прошедшего лета стало заседание "круглого стола", прошедшее в ЦИК РФ 17 июля 2007 с участием В. Чурова и других членов комиссии, а также представителей неправительственных общественных организаций. Отрадным фактом является уверенная и открытая позиция руководства ЦИК и его готовность отвечать на самые острые и придирчивые вопросы общественности. Кроме того, в ходе встречи не было места общим, поверхностным и заоблачным темам о поруганной свободе выбора, напротив, участники обсуждали на достаточно высоком профессиональном уровне тонкости избирательного процесса и процедур, реальные проблемы и пути их решения.
Очень хочется надеяться, что проявившийся в последнее время рост качества деятельности гражданских институтов станет устойчивым и убедительным признаком излечения онемевших по разным историческим причинам органов души, отвечающих за процессы реализации каждой личности в полноценную, и что многие никак не хотят понять интереснейшей общественной жизни.