Оркестровые программы традиционно представляют на фестивале лучшие европейские коллективы: прежде всего это Венские филармоники, которые помимо оперных спектаклей дают пять симфонических утренников (на этот раз репертуарный диапазон филармоников охватил два столетия музыки - от Бетховена и Шуберта до Бартока и Лигети), филармонический оркестр из Берлина, Амстердамский Концертгебау, Израильский филармонический оркестр.
Однако самым настойчивым акцентом нынешнего фестиваля стал трехнедельный цикл выступлений, открытых репетиций и дискуссий дирижера Даниэля Баренбойма и его оркестра "Западно-Восточный диван", объединившего музыкантов из Израиля и Палестины. Это новый концепт "глобального искусства", вынужденного в современном мире осознавать себя уже не на территории чистой эстетики, а в контексте глобальной политики. Баренбойм отстаивал его на опыте арабо-израильского оркестра, созданного специально для объединения враждующих стран. К слову, в эти же фестивальные дни организация GLOBArt Award вручила в городе Пернеге, в Верхней Австрии, премию за 2007 год еще одному зальцбургскому фавориту - дирижеру Риккардо Мути: за программы, сыгранные вместе с созданным им молодежным Керубини-оркестром в проблемных точках мира: Сараево, Бейруте, Ереване, Израиле и т.д. Впервые и Зальцбургский фестиваль, никогда прежде не отличавшийся внеэстетической страстью к публичным дискуссиям и обсуждению политики, нарушил свои консервативные табу и вышел "к зрителю" с многочисленными чтениями и диалогами. В дискуссиях участвовали и интендант фестиваля Юрген Флимм, и Даниэль Баренбойм, и Рене Флеминг, и Диана Дамрау.
Демократизация Зальцбургских программ под руководством Флимма обозначилась и в новом профиле "актуального искусства": ультрасовременные интерпретации "Армиды", "Вольного стрелка", "Евгения Онегина", "Бенвенуто Челлини" и три (!) мировые премьеры в мультижанрах - "Мольер" Люка Персеваля, композиция Кристофа Марталера на музыку Джачинто Шелси и эксцентричный "Реквием для метаморфозы" Жана Фабре, показанный в Доме Моцарта. Этот модерновый опус, синтезирующий традиционные части католической заупокойной мессы, агрессивный рок-саунд и шокирующий видеоряд с голыми персонажами, обматывающими себя кишками, совокупляющимися с пауками и устраивающими порновакханалию в могилах - как отражение изнанки традиционного мира, собрал шумный и неравнодушный аншлаг в Доме Моцарта.
Вероятно, именно при Флимме фестиваль окончательно утратит свой помпезный имидж, культивируемый в Зальцбурге на протяжении всей его истории и успешно удерживаемый спонсорами, невзирая на художественные скандалы и эксцессы, сотрясающие его со времен ухода Караяна. Возможно, что политика Флимма действительно развернет фестиваль к более актуальным творческим контекстам. Вопрос остается один: по какой шкале выстроится новая иерархия зальцбургских ценностей?