Миллиардеры пересаживаются на подлодки

Мировой океан бороздят уже около ста частных подводных лодок. Маленькие и быстрые, снующие, словно "Феррари", и гиганты с фитнес-залами и винными погребами на борту.

Моду на подводные лодки как обязательный имиджевый предмет роскоши завели арабские шейхи. Именно поэтому в ОАЭ разместилась первая в мире компания "Эксамос" - производитель частных подлодок. Основал ее бывший французский морской пехотинец Эрве Жобер. В 1995 году он построил первую личную подводную лодку и, сменив автомат на отвертку, теперь снабжает современными "Наутилусами" всех желающих. Себя новый капитан Немо называет "поэтом, строящим подводные лодки для богачей".

"Поэт" предлагает покупателям 14 люксовых моделей субмарин. С 2005 года он и 170 его сотрудников в Дубае спустили со стапелей 18 подлодок. По словам Жобера, сейчас у него образовалась очередь из 26 миллиардеров, желающих скрыться от людских глаз на морском дне.

Самые популярные в списке - две модели подлодок: маленькая и быстрая "Стингрей" и шикарная 20-метровая "Протеус".

- "Протеус" - это подводный автобус, - рассказывает Жобер. - А вот "Стингрей" доставляет удовольствие, мчась в глубинах, словно "Феррари". Длиной всего 2,7 метра и высотой - метр, она незаменима для коротких прогулок. По сравнению с яхтами богачей, стоит сущие копейки - всего 37 тысяч долларов.

"Подводный автобус", вмещающий 10 пассажиров, Жобер продает за 15 млн. долларов. "Протеус", по словам бывшего коммандос, удобен для крутых вечеринок или проведения секретных переговоров. Услышать их могут разве что любопытные дельфины.

Конкурентом француза сегодня выступает военно-морской инженер из США Брюс Джонс, который клепает своих "Наутилусов" в американском Портленде. Самые раскупаемые его подлодки - "Феникс-1000" и "Сиэттл-1000". Их цена - от 25 до 150 млн. долларов.

"Феникс", высотой с четырехэтажный дом и длиной 65 метров - "помесь" туристской и военной субмарины.

- Новая атакующая субмарина класса "Вирджиния", находящаяся на вооружении американских ВМС, стоит 2,4 млрд. долларов и оснащена 16 крылатыми ракетами "Томагавк", - говорит Джонс. - Я же строю подлодки для людей, у которых так много денег, что они уже не знают, на что их тратить. ВМС стреляет "Томагавками", мои же подлодки - исключительно пробками от шампанского.

Для мирного салюта на борту, например, "Сиэттла", имеется пять ванных, две кухни, спортзал, винный подвал и наблюдательный пункт размером 9 на 5 метров. Дальность автономного плавания - 3000 морских миль.

Имена своих заказчиков Джонс скрывает. Но одного владельца детища Джонса журналисты все-таки нашли. Это миллиардер Пол Ален, основавший вместе с Биллом Гейтсом "Майкрософт". Заказчик, большой почитатель творчества "Битлз", велел выкрасить ее в желтый цвет. Неделю Ален вместе со своими гостями может "гулять" в океанских глубинах, не всплывая на поверхность.

Для обслуживания солидного частного подводного флота готовится и своя пристань. Ее строит на острове Таити (а где же еще можно создать гавань для миллиардеров?) некто Тетуахау Темару, сын и экономический советник таитянского экс-президента Оскара Темару.

Столь экзотическая мода не обошла и Россию. Инженеры Санкт-Петербургского морского университета разработали туристический подводный аппарат с мускульным приводом - своего рода подводный велосипед. Два человека, сидя в прозрачной кабине, крутят педали, как на катамаране. Подлодка может погружаться на глубину до 30 метров. Автономность ее ограничена только запасом кислорода в баллонах. По словам руководителя проекта Владимира Тарадонова, цена серийного варианта - 25 тысяч долларов.

Однако, по словам экспертов, растущий флот частных "Наутилусов" подстерегает серьезная опасность. Ведь подлодки, особенно миниатюрные и скоростные, по своим характеристикам весьма напоминают торпеды. И вполне могут быть по ошибке уничтожены кораблями ВМС ведущих морских держав.

Есть и другая опасность, исходящая от различных террористических группировок. Потому частыми гостями верфей Жобера и Джонса бывают сотрудники спецслужб, которые хотят убедиться, что на частных субмаринах нет торпедных аппаратов или другого оружия.

Военные считают, что владельцы частных подлодок обязаны ставить в известность соответствующие органы о маршрутах и времени своих прогулок. Но миллиардеры зачастую этого не делают, считая, что законы писаны не для них. В итоге могут произойти весьма опасные инциденты: неизвестный подводный аппарат, зашедший в чужие территориальные воды, могут просто утопить.

Что же до России, то нашим энтузиастам эта опасность пока не грозит. Ведь спроса на индивидуальные подводные лодки от турфирм, не говоря уж о частных лицах, у нас пока нет. Да и в том же московском регионе субмарина бесполезна: из-за загрязненности видимость под водой ограничена 2-3 метрами.

Есть еще одна серьезная преграда на пути к обладанию частным "Наутилусом": нелегитимность подлодки. Можно, конечно, персональную субмарину внести в список маломерных судов, и ее регистрацией займется Государственная инспекция по маломерным судам. Там же надо будет получать специальное удостоверение на управление судном, как это делается с теми же яхтами.

Как вариант - внести личные подлодки в морской или речной реестр (списки допущенных к плаванию судов). Но тогда право управлять ими будут иметь только судоводители с соответствующей подготовкой.