Пересмотр макроэкономических показателей 2007 года может быть задержан на месяц

Несмотря на решимость минэкономразвития пересмотреть до 20 сентября экономический прогноз на 2007 год, есть по крайней мере несколько причин, по которым срок корректировки может быть сдвинут по меньшей мере на месяц - до 20 октября 2007 года.

Фактор девяти месяцев

Прежде всего здравый смысл подсказывает, что статистически более корректно было бы менять прогноз по итогам развития экономики за январь-сентябрь текущего года.

То есть когда появится возможность иметь квартальные трендовые характеристики. Это даст возможность дать более точный ориентир в пределах плюс-минус 0,2 процента темпов прироста по всему спектру основных макроэкономических показателей. Ведь невозможно пересмотреть только прогнозную характеристику динамики ВВП без соответствующего изменения его составляющих.

К тому же в этом случае у минэкономразвития будет больше оснований решить, что же делать с ориентирами на 2008 год, экономические перспективы которого подавляющему большинству экономистов представляются гораздо более неясными.

LIBOR делает выбор

Помимо этого, немаловажной является и ситуация на финансовых рынках. Во-первых, 18 сентября Федеральная резервная система США должна объявить свое решение по базовой ставке, снижения которой рынки ждут как манну небесную, хотя совсем неочевидно, что это приведет к окончательному рассасыванию той неопределенности, которая царит на рынках после прохождения первой волны американского ипотечного кризиса. Ведь если рынки ожидают снижения базовой ставки ФРС с 90-процентной вероятностью, то для того, чтобы маневр был эффективным, масштаб снижения должен быть не стандартные 0,25, а как минимум 0,5 процента. Причем нельзя исключить и того, что американский центральный банк вдруг решит ужесточить кредит.

Во-вторых, лондонская трехмесячная межбанковская ставка LIBOR достигла максимального значения с 2001 года, сигнализируя о высоком уровне взаимного недоверия в финансовой системе.

В-третьих, 30 сентября в США завершается финансовый год и станут ясны потери, которые понесли рынки от ипотечного кризиса. Пока они оцениваются в пределах 170-200 миллиардов долларов. Но, судя по масштабам интервенций центральных банков, могут быть и раза в два выше. Для инвесторов это будет весьма неприятным известием, гарантирующим вторую волну нестабильности с пока еще плохо прогнозируемым исходом. Собственно говоря, эта волна уже поднялась: Банк Англии и ЕЦБ отказались повышать ставки и вместе с ФРС прибегли к новым вливаниям ликвидности в банки. Российский ЦБ тоже готов в тяжелую осень 2007 года поддер-жать своих "подопечных".

Временная индульгенция

В отношении России ситуация также далеко не столь однозначна. Официально российскому финансовому рынку почти что выписана индульгенция от американских ипотечных "грехов". В перспективе 2007 и первого квартала 2008 года и с учетом объемов валютных "заначек" минфина и Банка России в эффективности такой индульгенции вряд ли кто-то особенно сомневается. Как, впрочем, и в том, что пересмотренный ведомством Грефа экономический прогноз 2007 года намного отклонится от фактических итогов.

Реально же все обстоит несколько сложнее. Для минэкономразвития эта сложность заключается в том, что "наращивание" показателей 2007 года автоматически выписывает почти такой же аванс и на 2008 год, чего экспертам ведомства не хотелось бы делать хотя бы по чисто бюрократическим соображениям. Действительно, зачем карьерным чиновникам среднего звена брать на себя лишнюю ответственность, в то время как независимые аналитики почти что хором предсказывают нарастание проблем в 2008-2009 годах. Правда, глава макроэкономического департамента минэкономразвития Андрей Клепач предусмотрительно "отодвинул" их на 2009-2010 годы, но было это до повышения LIBOR.

С другой стороны, позиция минфина и Банка России в "разруливании" текущей ситуации по традиции более консервативна. Ведь для минфина пересмотр макроэкономического прогноза будет означать и неизбежную корректировку бюджетных параметров с явным инфляционным уклоном. Банк России же, очевидно, отдает предпочтение более жесткой валютной и курсовой политике, ограничению спекулятивных финансовых инвестиций и "добровольно-принудительной" защите и санации банков от кредитных излишеств. Более жесткая политика сейчас, когда есть резервы, помогла бы избежать нарастанию рисков и даже возможности волны банкротств банков в дальнейшем.

Неунывающая промышленность

По сути дела, заявленное министром Грефом ускорение экономики до 7,2-7,4 процента ощутимо поддерживается лишь динамикой промышленного роста и инвестиций, поскольку строительство, торговля и потребление оказываются в сильной зависимости от финансовых рисков. Действительно, при темпе прироста ВВП в 7,3 процента промышленности достаточно будет прибавить всего 6-6,2 процента, что на 1,5 процента меньше нынешних индустриальных достижений в 7,7 процента.

В то же время специалисты не очень уверены в устойчивости набранных темпов. Так, индекс деловой активности в промышленности (PMI), рассчитываемый исследовательской группой NTC Research совместно с банком ВТБ Европа на основании опроса более 300 крупнейших компаний России, в августе 2007 года уменьшился до 53,1 пункта против 53,4 пункта месяцем ранее, сообщает Прайм-ТАСС. Значение индекса достигло минимума после июня, когда был зафиксирован минимум за последние 4 месяца (53,0 пункта).

Рост объемов производства в российском промышленном секторе ослабевает второй раз в августе за последние три месяца после самого высокого за девять месяцев значения в мае.

Комментируя результаты опроса, экономист аналитического отдела Банка ВТБ Европа Дмитрий Федоткин отмечает, что "темпы роста российского производственного сектора замедлились в августе после временного ускорения в июле. Ведущий индекс понизился из-за снизившихся объемов выпуска и числа новых заказов. В то же время объемы новых экспортных заказов выросли впервые за три месяца, что связано с растущим спросом со стороны заказчиков из Восточной Европы. Более обнадеживающими выглядят индексы себестоимости и отпускных цен, которые снизились в прошедшем месяце, что говорит о некотором ослаблении инфляционного давления в российском производственном секторе" (цитируется по Прайм-ТАСС).