Коллекцию произведений искусства Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской выкупил российский бизнесмен Алишер Усманов.
"Мы подтверждаем факт покупки Алишером Усмановым коллекции Галины Вишневской. Подробности по сделке будут объявлены позже", - заявил представитель бизнесмена.
Коллекция Ростроповича-Вишневской должна была продаваться на лондонском аукционе "Сотбис" 18-19 сентября. За день до начала торгов аукционный дом "Сотбис" объявил, что "коллекция Ростроповича и Вишневской была куплена целиком, и новый владелец намерен вернуть коллекцию в Россию".
За время, прошедшее с первого июльского анонса торгов, аукционная коллекция Ростроповича и Вишневской значительно увеличилась в объеме и в цене. По договоренности Галины Вишневской с представителями "Сотбис" к ней добавили еще 100 лотов, а общая сумма предварительной оценки собрания теперь составляет около 26-40 млн долларов вместо прежних 3 млн. Ввиду этого глава русского отдела "Сотбис" Джоанна Викери позволила себе сравнить грядущие торги с такими топовыми распродажами, как коллекция Греты Гарбо (в 1990 году за нее выручили 20 млн долларов) и коллекция Энди Уорхола (в 1988 году она была продана за 25 млн).
Напомним, что решение продать коллекцию, хранившуюся в лондонской и парижской квартире музыкантов, было принято Ростроповичем и Вишневской еще в начале этого года. После кончины знаменитого виолончелиста в апреле и намерения Галины Вишневской окончательно обосноваться в России решение обрело конкретные формы. Большое и многосоставное собрание, в которое помимо фарфора и художественного стекла императорских и частных заводов, серебра, мебели и фурнитуры XVIII и XIX веков входят произведения живописи и графики начиная с "петровских" времен и кончая произведениями советских нонконформистов, собирались продавать в течение двух дней.
Коллекция, которую чета музыкантов стала собирать в скором времени после своего вынужденного отъезда за рубеж (в 1978 году Ростропович и Вишневская были лишены советского гражданства), в полной мере несет отпечаток их личных вкусов. В основном она посвящена дореволюционной России. В ней много именно вещей, то есть предметов обихода, аксессуаров, дорогих безделушек, правда, выполненных на высоком художественном уровне. К примеру, большие виды аукционисты имеют на реализацию фарфоровой табакерки, приписываемой Жан-Пьеру Адору и подаренной Екатериной II Григорию Орлову. Так же, как и на "сервиз графа Орлова", часть которого в 1912 году демонстрировалась на выставке "Ломоносов и елизаветинские времена" в Санкт-Петербурге. Можно сказать, что в большей степени коллекционеров привлекали образы портретируемых августейших персон - Екатерины, Павла, Петра III, чем аутентичная работа того или иного мастера. Поэтому в собрании часто встречаются произведения, означенные как "выполнено по..." или просто "художник русской школы". При всем этом встречаются работы действительно музейного уровня. Такие, как "Портрет Бестужевой" кисти Владимира Боровиковского или "Портрет княгини Авроры Демидовой" Карла Брюллова, попавший за границу задолго до революции (предварительная оценка этого топ-лота 1,6-3 млн долларов), или этюд Александра Иванова к "Явлению Христа народу". По всей видимости, погоду на торгах сделают продажи таких эмблематичных и миллионных произведений, как огромное панно Рериха "Сокровище ангелов" (по словам г-жи Викери, оно даже не проходило в лондонскую квартиру музыкантов, и таким образом пришлось растесывать дверной проем) или как тоже большое полотно "Лики России" Бориса Григорьева, увезенное им с собой в эмиграцию.