Выборному телешоу грозит катастрофа

Нетрудно было догадаться уже в середине прошедшей недели, что весь уик-энд пройдет под знаком интереса к политической аналитике. Программы "Времена", "Постскриптум", "Вести недели", "Реальная политика" и "Воскресный вечер" смотрелись, я думаю, с неменьшим интересом, чем "Ледниковый период", "Минута славы", "Фабрика звезд", "Звезды на льду".

О сходстве несходного

Там и там речь о выборах. О выборах в звезды. В одном случае - шоу-бизнеса, в другом - политики.

Там и там сначала кастинг: мы знакомимся с кандидатами, претендентами, номинантами в первом приближении и задаемся одним вопросом: можно ли с этого лица пить? А с этого? А вон с того?

Там и там за каждым претендентом-номинантом ощущается какая-нибудь сила. Или - партия. Или - продюсерский центр.

Там и там - пиар-технологии: черные, светлые, розовые, голубые... Все цвета радуги.

Когда еще начнут раскручиваться политики... А фабриканты и фабриканточки уже строят свои образы, примеряют подходящие для себя имиджи и маски.

Любо-дорого смотреть, как продуманно себя ведет "фабричная девчонка" Настя Приходько в "Звездном доме". Может, у нее и есть природный дар. Может, она страшно трудолюбива. Может, это будущая Алла Пугачева. Но все равно это не главное.

Главное - она умеет создавать о себе информационные поводы и потому с завидным постоянством мелькает в рамке экрана. Сначала наша Настя громко плачет, и все ей вытирают слезы. Затем с ней случаются приступы злобы и ненависти. И все опять к ней как к больной. Потом у нее - претензии по части кормежки. После гала-концерта она сразу почувствовала себя столбовою дворянкой и вот-вот потребует, чтобы Золотая рыбка (в чьем-нибудь лице) послужила у нее на посылках. Ее вульгарность и скандальность, думаю, не помешают в ее шоу-бизнесовой карьере. Наоборот - помогут. Как помогли Жириновскому драки и эпатаж на политической стезе.

В связи с последним не могу не поделиться одним наблюдением. Может быть, и ошибочным. Уж слишком нынешняя политическая элита невыразительна и по-человечески неинтересна. Для предстоящего выборного телешоу это беда и почти катастрофа.

Впрочем, элита и сама это понимает. Потому спешит ангажировать известных артистов и героев из мира спорта и шоу-бизнеса, тем подчеркивая сходство несходного - политики и развлечения.

Со своей стороны и ответственные функционеры ТВ к тому же склоняются. С той только особенностью, что мыслят более широко и философски.

Нечаянная встреча

На камерную церемонию выдачи телекритиками дипломов мастерам ТВ по итогам прошедшего сезона приехал генеральный директор Первого канала Константин Эрнст.

- Значит, ты видел его вживую, - спрашивают меня теперь с недоверием коллеги-кинематографисты, коим месяцами, а то и годами не удавалось с ним не то что лично повидаться и переговорить по работе, но и по телефону связаться.

- Да, видел. Как тебя сейчас, - ответил я своему давнему товарищу и другу Андрею Смирнову, когда у телевизора минувшим воскресеньем мы вместе переживали за наших теннисисток, волейболистов и баскетболистов. (Он-то как раз сколько ни пытался перемолвиться с начальником телеканала о судьбе своего документального проекта "Свобода по-русски", ничего у него не вышло.)

- Ну, и ты его ни о чем не спросил?

- Ты знаешь, не спросил.

- Что так?

- Наверное, растерялся. Как солдат Иван Шадрин, когда тот столкнулся в коридоре Смольного с Владимиром Ильичом...

Хотя о чем было спрашивать Константина Львовича, думаю я сейчас, когда пишу эти строки. Его исчерпывающий ответ (в том числе и Андрею Сергеевичу) - на экране. Это безразмерные и бесконечные развлекательные шоу. Тем более что, получая из наших рук диплом "за их масштабность", он объяснил, в чем тут фишка.

Объяснил тезисно, но доходчиво.

Он не любит слово "развлекательный". Он не считает правильным деление телевизионной продукции на развлекательную и на всю остальную. С его точки зрения, как я понял, то, что называется развлекательным ТВ, является формой проведения времени. Такой же, как и сериалы, и информационные программы, и фильмы, и все-все-все. В конце концов, заключил господин Эрнст, жить - значит проводить время.

После этого пассажа разговоры о коммерческой корысти всяких-яких супершоу могли бы быть прекращены. Установка здесь иная: жизнь как времяпровождение.

Я понял, основываясь на репертуаре подведомственной Эрнсту вещательной компании, что проблема в том, как его проводить.

Тогда и вопросов нет. Проводить его нужно так, чтобы не было мучительно скучно у экрана телевизора, то есть чтобы было весело, азартно, вкусно и сытно.

Тогда понятно, почему на Первом не мог бы появиться сериал про поэта Варлама Шаламова, но появилась не так уж и давно такая вампука, как сериал "Есенин". Или такая бессмыслица, как "Золотой теленок". Или такая невнятица, как "Герой нашего времени". Или такая гламурная заплата, как сериал "Ленинград", на саднящей и кровоточащей ране нашей истории.

Понятно, почему из планов вещателя был выкинут исторический сериал о бароне Унгерне, над которым уже была начата работа режиссером Александром Прошкиным. Понятно, отчего был отвергнут сценарий Михаила Козакова о жизни и смерти Михоэлса, почему не заладился проект с режиссером Сергеем Соловьевым и т.д.

Если все - времяпровождение, то, конечно, телезрителям лучше быть богатыми и здоровыми, чем бедными и больными. А как славно быть вечно молодыми, веселыми, озорными, оптимистичными и т.д. Хотя бы как Иосиф Кобзон, от которого в пятницу никуда невозможно было скрыться.

Хорошенького лучше помаленьку. Иначе теряешь вкус времяпровождения, которое к тому же способно обернуться времяубиением.

Для телезрителей полезнее быть матадором с красной тряпкой, чем крысоловом с волшебной дудочкой.

***

В субботу и воскресенье я неплохо провел время у экрана телевизора. Можно сказать, счастливо его провел. Теннис, волейбол и баскет позволили мне выкинуть из головы как шоу-бизнес, так и шоу-политику. Кульминацией счастья стало, когда афророссиянин Холден за две секунды до финального свистка обрушил мяч в корзину испанцев.