Рапорт министра обороны Анатолия Сердюкова о добровольной отставке добавил интриги и в без того непростую ситуацию вокруг нового состава правительства.
Вчера в штаб-квартире военного ведомства на Арбате был обычный рабочий день, шли плановые мероприятия с участием самого министра обороны. Сердюков, как обычно, трудился в своем рабочем кабинете.
Как нам показалось, в коридорах военного ведомства не заметно было ни ажиотажа, ни паникерских настроений, что порой случается при схожих обстоятельствах. Все офицеры и генералы, включая высопоставленных, с кем нам удалось поговорить на неофициальном уровне, хорошо отзываются об Анатолии Сердюкове.
Кстати сказать, воинские уставы и этика отношений в офицерской среде не позволяют давать оценки вышестоящим начальникам. Тем не менее, наши источники в минобороны называют перемены, которые новый министр начал проводить, разумными и дельными. При этом высказывают сожаление, если он действительно уйдет, и добавляют, что работают все-таки "в режиме ожидания".
Предположительное "если" вчера звучало или подразумевалось почти во всех комментариях к неожиданному рапорту об увольнении Сердюкова. Глава Совета Федерации Сергей Миронов назвал такое решение абсолютно правильным с точки зрения этики, но добавил: "Примет ли президент его отставку - посмотрим". Начальник Генерального штаба Юрий Балуевский сказал, что министр поступил по-мужски и что руководство Сердюкова привнесло в работу минобороны больше четкости и ответственности. По мнению главы думского комитета по законодательству Павла Крашенинникова, поступок Сердюкова характеризует его как порядочного человека. "Теперь дело за президентом России - принимать или не принимать отставку оборонного ведомства", - сказал Крашенинников.
Действительно, ситуация с возможной отставкой не столь проста, как выглядит на первый взгляд. В ней заложена не только этическая, но и правовая интрига. Непосредственной причиной рапорта стали родственные отношения министра с Виктором Зубковым, возглавившим ныне российское правительство. Оба они, тесть и зять, решили, что работать в такой связке им будет неэтично.
Парадокс ситуации в том, что по букве закона ни один, ни другой делать это были не обязаны. Закон "О государственной гражданской службе РФ", в котором перечислены все близкие, конкретизирует это понятие. К ним отнесены родители, дети, супруги, братья, сестры. Зять в этом перечне не значится. Нет его также ни в Семейном, ни в Гражданском, ни в других кодексах.
Закон требует, чтобы близкие родственники не работали в непосредственном подчинении один у другого. С этой точки зрения ситуация тоже не выглядит сомнительной. Хорошо известно, что руководители силовых ведомств по нашим законам входят в так называемый президентский блок - он их назначает и ему они подчиняются.
Не секрет, что, назначая Сердюкова министром обороны, президент добивался конкретной цели - жесткого контроля за распределением финансовых потоков в военном ведомстве. Эту задачу Сердюков начал выполнять, но за прошедшие с середины февраля месяцы в полном объеме она не решена, сделаны успешные, но лишь первые шаги. Поэтому есть вероятность того, что отставка министра обороны принята не будет.
При любом раскладе до принятия решения Главковерхом командовать Вооруженными силами будет Анатолий Сердюков, включая контроль над так называемым ядерным чемоданчиком. На самом деле ядерных чемоданчиков три. Причем это не чемоданы, а портфели-дипломаты. Их носят офицеры по спецпоручениям за президентом страны, министром обороны и начальником Генерального штаба. Внутри находится портативная аппаратура специальной связи. Именно по ней с помощью секретных кодов может быть дана команда тем, кто стоит на боевом дежурстве у пусковых ракетных установок.
Ну, а что и вправду случится, если президент удовлетворит просьбу Сердюкова и подпишет рапорт об отставке? Раскладку сил в минобороны в этом случае называют такую. Пока не будет назначен новый глава военного ведомства, исполнять его обязанности станет начальник Генерального штаба Юрий Балуевский. Этот генерал давно стоит у армейского руля и не допустит какого-то сбоя в работе военной машины. Похоже, в этом не сомневается и президент страны - его решением Юрию Балуевскому совсем недавно продлен срок службы еще на три года.
Балуевского называют даже возможным преемником Сердюкова, если тот покинет стены ведомства. Другой возможной кандидатурой считают Николая Панкова, ныне этот генерал является заместителем министра и статс-секретарем минобороны. На появившиеся слухи о том, что министром может быть назначена фигура не мужского пола, реагируют как на весть о зачумлении - такая "рокировочка" была бы не просто не в традициях российской армии, а вопреки всему ее командно-штатному построению.
По мнению нашего источника в минобороны, мотивы, по которым Анатолий Сердюков подал свой рапорт об отставке, не имеют ничего общего с каким-либо пиар-ходом. Министр посчитал делом чести открыто сказать о "родственной ситуации" в отношениях с премьером. И сделал такой выбор, чтобы не подвергать нелицеприятным разговорам ни себя, ни главу кабинета. Заметим, такой поступок, внушающий уважение, - единственный пока пример в современной России.
Вчера возможную отставку министра обороны прокомментировал и.о. первого вице-премьера Сергей Иванов.
- Я могу сказать только о просьбе Анатолия Эдуардовича Сердюкова, высказанной в его рапорте, - заметил Сергей Иванов. - Окончательное решение принимает Верховный главнокомандующий Вооруженными силами.
По моему мнению, эта просьба вызывает глубокое уважение и понимание, так как Сердюков написал этот рапорт по этическим соображениям.
Марина Штатина, завкафедрой административного права Российской академии правосудия:
- Действующий в отношении государственных гражданских служащих Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в п. 5 ст. 16 указывает, что гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае близкого родства (родители, супруги, дети, братья, сестры) или свойства (братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. На федеральных министров Закон "О государственной гражданской службе РФ" не распространяется, поскольку должности федерального министра отнесены к государственным должностям Российской Федерации, установленным Конституцией РФ, и подлежат специальному правовому регулированию.
Согласно п. д) ст. 83 Конституции РФ, ст. 9 и ст. 24 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" федеральные министры освобождаются от должности президентом РФ по предложению председателя правительства РФ. Следовательно, причины отставки министра оцениваются председателем правительства РФ и президентом РФ. Решение вопроса об отставке федерального министра находится в компетенции президента Российской Федерации.