Сергей Иванов предложил стимулировать предприятия, вкладывающие средства в техническое перевооружение

Вчера вечером первый вице-премьер Сергей Иванов приехал в Центр международной торговли на Краснопресненскую набережную.

Здесь прошел "круглый стол", где известные политики и предприниматели в неформальной обстановке обсудили, как дальше развивать научно-технический потенциал страны. Дискуссионную площадку им предоставил "Меркурий-клуб". Пять лет назад руководители Торгово-промышленной палаты России организовали его для доверительного диалога между властью и бизнесом. Вчера тон этому диалогу задавали Сергей Иванов и президент ТПП Евгений Примаков.

А начался разговор с совсем свежего события. На нынешней неделе, в среду, в Комсомольске-на-Амуре авиастроители презентовали новый гражданский лайнер "Сухой Суперджет 100". Первый вице-премьер и по совместительству председатель совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) присутствовал на этом мероприятии в качестве почетного гостя. Иванов никогда не скрывал, что для него "Суперджет" - не просто удачный международный проект, но и своеобразный символ возрождения российского авиапрома. Впрочем, это не означает, что SSJ лоббируют в противовес всем другим самолетам, включая региональный Ту-334. Вчера первый вице-премьер четко обозначил позицию ОАК по данному вопросу: у нас могут производиться разные лайнеры, если на них есть рыночный спрос и твердые заказы. На еще не облетанный "Суперджет" такой спрос имеется. В пакете заказов фирмы "Сухого" уже 73 твердых контракта и еще несколько десятков опционов, т.е. деклараций о намерении российских и зарубежных кампаний приобрести этот самолет.

- Мы не гнобим и не стараемся задвинуть Ту-334. Но все решает рынок, - заметил Сергей Иванов. - Проблема в одном - твердых заказов на этот самолет нет.

Современная Россия не может производить авиационную технику по принципу - "все равно кому-то всучим". Ушли в прошлое времена, когда новые самолеты могли месяцами простаивать на земле в ожидании своей очереди на старт. Сейчас такая трата денег - непозволительная роскошь. Что же касается Ту-334, то первый вице-премьер напомнил, что эта машина хотя и прошла частичную сертификацию, но полностью сделана на отечественных технологиях. А сейчас любая крупная авиакомпания берет на вооружение все лучшее, что есть в мире. Абсолютно лучшего не может быть, по определению, ни у одной страны. Поэтому кооперационных правил придерживаются даже такие гранды самолетостроения, как американский "Боинг". В этом правиле есть лишь одно исключение, напомнил первый вице-премьер: оно не распространяется на боевую авиацию.

Сергей Иванов посоветовал производителям самолетов в первую очередь обратить внимание на экономичность двигателей. Сейчас цену билета примерно наполовину определяет стоимость авиационного керосина, который затрачивает на маршруте лайнер. Поэтому машины с неэкономичными движками никому не нужны.

Вообще все, что касается производственного процесса, в авиации приходится отслеживать предельно внимательно. Иванова, к примеру, очень тревожит состояние материальной базы наших авиазаводов.

- Износ оборудования там ужасный, - признал вчера первый вице-премьер и предложил стимулировать тех производителей авиационной техники, кто не скупится тратить часть прибыли на перевооружение цехов и лабораторий.

Использовать материальное стимулирование надо избирательно. К примеру, на льготное налогообложение, по мнению Иванова, вправе рассчитывать не "пупкинские университеты", которые только распределяют дипломы, а вузы, действительно дающие хорошее образование.

Достаточно неожиданно прозвучало мнение Иванова о "сельской" программе "Газпрома". Первый вице-премьер считает, что нет смысла тянуть газовую трубу в маленькие деревеньки, когда есть котельные, работающие на отходах деревообработки, и биотопливо.