В Нижнем Новгороде завершается фестиваль "Реальный театр"

Если говорить о главном репертуарном векторе нынешнего фестиваля (напомню, что по инициативе нижегородского губернатора впервые за свою историю он проходил не в Екатеринбурге, а в Нижнем), то он связан с важнейшими текстами русского и мирового репертуара.

На одном полюсе исследования - абсурдный, разбитый, духовно опустошенный мир, лишенный логических и психологических мотиваций и поступков, в котором все - лишь осколки, лишь причудливый и дикий, полный варварской энергии "монтаж аттракционов". Так сделаны "Гамлет" (о нем "РГ" писала 26 сентября) и "Гроза" Льва Эренбурга. На другом - отчаянная попытка восстановить распавшуюся связь времен и смыслов. Об этом, по сути, спектакль Бориса Цейтлина "Сон в летнюю ночь".

Лев Эренбург сочинил по мотивам "Грозы" свою собственную версию. Он предлагает заглянуть за занавес пьесы Островского, в самую сердцевину "темного царства" - туда, где в скотском пьянстве, похоти, ворожбе и диких ритуалах проводят свою жизнь обитатели сказочного города Калинова. В каком-то лунатическом сне, точно заколдованная, девочка Катерина (тонкая и обаятельная игра Анны Дашук) льнет к большому уютному телу Кабанихи (мощная и выразительная работа Надежды Лавровой), ища у нее защиты от пьяного мужа.

Спрашивать, отчего в этом покосившемся доме кум Кабанихи Дикой (Петр Ермаков) превратился в татарина, но крест снять забыл, отчего жена его ходит в парандже, а сам он пьет до смертного обморока - бессмысленно. В "небывальщинах" все бывает.

Борис Цейтлин тоже "переписал" Шекспира своими словами (вместе с актерами Пермского театра драмы он и драматург Михаил Бартенев импровизировали на темы "Сна в летнюю ночь"). Он тоже "воспользовался" Шекспиром, чтобы рассказать свой собственный театральный сюжет, но в отличие от Эренбурга, кажется, не нарушил художественную логику шекспировской сказки.

Вместе с Шекспиром он рассказывает о театре и его магии и вместе с тем - об уходе, исчезновении, смерти. В его спектакле действуют молодые актеры, играющие пьесу Шекспира, и "актеры старого провинциального театра" (так они названы в программке; на самом деле - известные мастера Пермской драмы), только мечтающие ее сыграть. Мы видим их на экране, беседующими о том, как прекрасен был театр их молодости. Эти беседы, записанные в режиме онлайн и транслируемые на экран, перемежаются с живыми сценами из шекспировской пьесы.