Но четверть бюджетных мест исчезла из вузов не сиюминутно. Тенденция наблюдается уже на протяжении трех лет. Только в этом году их стало меньше на 3 процента. В Министерстве образования и науки РФ уверены: в стране сейчас переизбыток специалистов, работающих не по своей специальности.
А, по мнению министра Андрея Фурсенко, государство, тратя деньги на обучение в вузах, и вовсе участвует в обмане: ведь многие специалисты рабочего места себе потом найти не могут.
Подсчитав количество одиннадцатиклассников и девятиклассников, в министерстве пришли к выводу, что потенциальных абитуриентов будет на 9 процентов меньше, чем в прошлом году.
Реформы образования, призванные повысить его качество и улучшить положение преподавателей и учащихся, проводятся, как гласит резолюция конференции, "без должной научной и теоретической проработки".
В перспективе - сокращение объемов образования, расслоение общества из-за невозможности платить за учебу, ликвидация небольших школ.
Основное внимание этим проблемам уделил в своем выступлении на пленарном заседании первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке, председатель общественного движения "Образование для всех" Олег Смолин. Финансирование сферы образования, по его словам, явно недостаточно. Более того, для нее ликвидированы налоговые льготы, существующие во всем мире.
Эту точку зрения разделяет и вице-президент Российского союза ректоров Геннадий Рогов. Проблема материального обеспечения затрагивает не только учащихся, но и преподавателей. В большинстве регионов России рост зарплаты педагогов остается номинальным: цены на товары первой необходимости увеличиваются во столько же, а то и больше. "Зарплата работников образовательных учреждений России просто стыдно низкая по сравнению с другими государствами", - подчеркнул Геннадий Маркелович. Между тем расходы на образование в 2009 году увеличатся только на 1 процент. Поэтому, по мнению участников форума, просто необходимым является требование проекта "Образование для всех" приравнять педагогов к госслужащим по оплате труда и социальным гарантиям.
Более того, отмена льгот отражается и на положении детей-сирот. Это горячо обсуждалось в секции "Национальные и региональные проблемы образования". "Лишая льгот этих детей, мы их выбрасываем на улицу, и там они решают свои проблемы, переходя из системы образования в систему социальной защиты - в лучшем случае - или в систему МВД, как правило", - с горечью констатировал руководитель секции академик Евгений Ткаченко. А ведь число бездомных детей из года в год увеличивается.
Проблемы образования не исчерпываются материальными факторами. Содержание образовательных программ, методы проверки знаний, мягко говоря, не устраивают ни преподавателей, ни учащихся. По-прежнему в центре критики остается Единый госэкзамен. Последний класс, как подчеркивали многие, в школе превращается в бесконечное "натаскивание" будущих выпускников на тестовые задания. Школьники учатся не истории, физике, биологии, а приемам распознавания уловок в ЕГЭ и аккуратному заполнению бланков. По мнению президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, ЕГЭ не только отсеивает людей с творческим мышлением, но и ведет к оглуплению нации. А без образования - и в этом сходятся все участники конференции - у России нет будущего.
Не меньше опасений вызывает и стремление некоторых чиновников уменьшить количество и объемы преподаваемых школьникам дисциплин.