Самое важное для "героя нашего времени" - сегодня, как и 10 лет назад (в 1997 году проводился аналогичный вопрос на эту тему), - это быть "порядочным, живущим по совести, а не ради выгоды и удовольствий". Так считают 57 процентов опрошенных (в 1997 году - 53). На втором месте - качества хорошего семьянина: верного супруга, мужа, сына, отца (45-46 процентов). Терпимость к людям, умение считаться с чужой точкой зрения (38-40 процентов) и профессионализм, мастерство в своем деле (34-37) замыкают четверку главных качеств достойного и уважаемого человека.
Главное изменение, зафиксированное за последние 10 лет, - это рост влияния такого качества, как законопослушность. В 1997 году о такой черте образа "героя нашего времени" говорили только 14 процентов, тогда как сегодня - уже 34! Чаще стали также говорить о патриотизме (его востребованность выросла с 15 до 24 процентов), гражданской позиции (с 15 до 20), вере в Бога и соблюдении Его заповедей (11 и соответственно - 16), а также высоком достатке (11 процентов и 15 процентов).
Напротив, гораздо меньше уважения стали вызывать люди душевные, отзывчивые (36 процентов и 26), скромные труженики, не стремящиеся к почестям (22 и 9), одаренные, талантливые (14 и 9).
Для мужчин сегодня важнее, чем для женщин, чтобы человек был профессионалом в своем деле (41 и 34 процента), предприимчивым (29 и 24), отстаивал свою гражданскую позицию (22 и 18); но менее значимо, чтобы жил по совести (54% и 60 процентов), был хорошим семьянином (40 и 50), терпимым к другим людям (35 и 41), верил в Бога и старался жить по заповедям (11 и 21).
Жизнь по божественным заповедям больше ценится людьми старшего возраста (10 процентов среди 18-24-летних респондентов против 24 процентов - среди опрошенных 60 лет и старше), так же как и жизнь по совести, а не ради выгоды и удовольствий (45 процентов и 72), скромный труд (6 и 12). Молодежь больше, чем старшее поколение, ценит в людях профессионализм (45 процентов и 28 процентов), умение устроить свою жизнь (41 и 12), культуру, образование (28 и 18), высокий достаток (24 и 8), влияние в обществе (12 и 4).
Чем выше уровень образования респондентов, тем больше значения они придают профессионализму, высокому мастерству в своем деле (от 22 процентов в группе с образованием ниже среднего до 44 процентов в группе с высшим и незаконченным высшим), культуре, образованности (18 процентов и 29 процентов), предприимчивости (14% и 28%), умению отстаивать свои убеждения (10% и 22%) и в то же время считаться с другой точкой зрения (33 процента и 40 процентов). Но меньше ценят душевность (36 и 21 процент) и скромный труд (13 и 7 процентов). На порядочности делают акцент прежде всего опрошенные с образованием ниже среднего (67 процентов при 55-57 процентов в группах респондентов со средним и высшим образованием).
Обеспеченные россияне больше внимания уделяют таким качествам, как предприимчивость (35 процентов в группе материально обеспеченных, 17 процентов - среди малообеспеченных); профессионализм (43 процента и 31 процент), высокий достаток (18 и 10), талант (13 и 7), связи и влияние в обществе (12 и 6). Наоборот, меньше значения они придают порядочности (48 процентов и 61 процент), душевности (20 процентов и 34 процента), вере в Бога (10 и 21), скромному труду (5 процентов и 16 процентов).