"Паяцы" - третий оперный спектакль, который великий итальянец привозит в Москву: в 2003 году на сцене Большого театра Дзеффирелли показал одну из своих пяти версий вердиевской "Травиаты", а два года назад в Московском театре оперетты зрители увидели копию его постановки "Аиды" из миниатюрного театрика в Буссето. В этом ряду знаменитых шедевров маэстро, показанных в российской столице, представление "Паяцев" носило специальный характер: промоутеры и спонсоры настаивали на эксклюзивном характере события - российской премьере, созданной специально для Государственного Кремлевского дворца.
Естественно, ни сил, ни финансов для этой затеи не пожалели: три сотни артистов и технического персонала, прибывших из Израиля, Италии и Америки, несколько трейлеров с костюмами и декорациями от совладельцев спектакля - Вашингтонской национальной оперы и Оперы Лос-Анджелеса, хор Израильской оперы, оркестр Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, подкрепленный музыкантами из оркестра Фонда Артуро Тосканини. Цена билетов соответствовала баснословным затратам и доходила до 35 тысяч рублей за место в партере (неудивительно, что партер на спектаклях зиял пустыми креслами). Впечатление же от продукта всей этой шумной акции осталось невнятное.
Премьеры в точном смысле слова не вырисовывалось по исходным параметрам: московской публике предложили микст из нескольких версий "Паяцев", поставленных маэстро Дзеффирелли в последние годы - в Израильской опере, на фестивале в Афинах, в Лос-Анджелесе. Ни сценография, ни костюмы, ни мизансцены не создавались специально для "кремлевской премьеры". Накануне спектакля маэстро отметил на пресс-конференции, что артисты еще ни разу не репетировали на сцене в Кремле. А это означает, что прямо в день спектакля их ждал сюрприз - знаменитая акустика зала Кремлевского дворца, где без микрофона заглохнет любая оперная звезда. Добавить к этому надо еще стадионные масштабы сцены, размывающие все привычные для артистов театральные мизансцены. Известно, что первоначально в проект намеревались пригласить звезд уровня Дениса О,Нила и Пласидо Доминго. Конечный состав солистов оказался менее респектабельным, но вполне способным сыграть и исполнить качественный спектакль: американский тенор Ричард Лич в партии Канио, итальянка Амарилли Ницца в роли Недды, кореец Сенг Хен Ко - в злодейской роли горбуна Тонио. Оценивать их вокальные работы имело бы смысл в более подходящих условиях, но не в ситуации, когда они фактически впервые увидели друг друга на сцене и только на личном профессионализме тянули спектакль. Само же зрелище, тщательно созданное Дзеффирелли в ретуши итальянского неореализма, с излюбленными мотивами "бродячего" искусства - мимами, акробатами, коломбинами, так и не превратилось в художественное целое. Потому что устроителей кремлевских "Паяцев" меньше всего волновал именно этот результат.