Самые резонансные события этой недели пришлись на понедельник. Пока в Киеве подводили итоги парламентских выборов, в Москве съезд "Единой России" собрался, чтобы сформировать свою электоральную "тройку" для декабрьского голосования. Нашим украинским соседям произвести арифметические действия оказалось куда сложнее: Гостиный Двор, принимавший участников съезда, продемонстрировал полное взаимопонимание, тогда как на Украине межпартийная борьба шла за каждую десятую и даже сотую долю процента.
Впрочем, политическая интрига сохраняется в обеих странах.
Сенсационное заявление Владимира Путина о том, что он готов возглавить список "Единой России", было поспешно, на мой взгляд, расценено как окончательное решение его собственной судьбы. Да и сам президент не раз отказывался от услуг тех, кто пытался заняться его "трудоустройством".
При этом надо иметь в виду, что власть в России исторически неделима, всегда сосредоточена в одной точке, как бы она ни называлась, и, следовательно, по определению не может "рассыпаться" на несколько "центров силы". Переход от президентской республики к парламентской, возможно, когда-нибудь и произойдет, но вряд ли в ближайшем будущем. К этому пока, на мой взгляд, никто не готов- ни отечественный истеблишмент, ни общество, так и не получившее демократическую прививку, ни политические партии.
Здесь самое время обратиться к событиям на Украине, ставящей уже три года опыт парламентско-президентской системы власти.
Итоги прошедших в воскресенье выборов подтвердили небольшое преимущество "оранжевой коалиции", которая, невзирая на ее многократно объявленную смерть, не только не растеряла поддержки избирателей, но и расширила ее, даже без бывшего союзника в лице Соцпартии, перешедшей под другие знамена и, не исключено, именно из-за своей излишней расчетливости оказавшейся теперь вне парламента.
Многие считают неустоявшуюся конфигурацию украинской власти свидетельством политического тупика. Хотя, скорее, речь идет о безусловно сложном и часто буксующем процессе адаптации к системе, в которой правительство формируется парламентским большинством. Возможно, наши соседи несколько поспешили с отказом от президентской республики, однако искренне стараются преодолеть трудности роста. О чем, в частности, свидетельствует проявленная ими способность все-таки находить компромиссы и договариваться между собой даже в моменты острейших кризисов, как это было при роспуске Верховной рады и объявлении досрочных парламентских выборов.
Другое дело, что украинский опыт парламентско-президентской республики отнюдь не воодушевляет многих московских наблюдателей. Их не устраивает как раз неопределенность политической конъюнктуры. И, естественно, пугает сам метод перехода от одной формы правления к другой.
Что же до возможных сценариев развития ситуации на Украине, наиболее вероятной пока представляется коалиция Тимошенко и Ющенко, располагающая, по последним данным, 230 местами в Верховной раде (у остальных трех партий, включая Партию регионов, 220 мест).
Однако такой "оранжевый" союз не выглядит достаточно прочным из-за хоть и ушедших в тень на период предвыборной борьбы, но оттого не исчезнувших вовсе внутренних противоречий, которые уже не раз оборачивались в недавнем прошлом скандалами и взаимными упреками. Оттого, думаю, такая коалиция может продержаться не очень-то долго, поскольку Юлия Тимошенко вряд ли умерит свой пыл даже в кресле премьера, а Виктору Ющенко не захочется быть в заложниках украинской "железной леди".
Тем более что в игру может вступить еще и Блок Литвина, набравший не так много голосов, но уже получающий (ввиду хрупкого политического баланса, исчисляемого чуть ли не на доли процента) заманчивые коалиционные предложения от обеих сторон.
Так что впору предположить, что дело закончится, на германский манер, созданием "большой коалиции", состоящей из Партии регионов Виктора Януковича и "Нашей Украины - Народной самообороны" Виктора Ющенко.
Как это часто бывает в истории, два непримиримых соперника в конце концов становятся политическими сиамскими близнецами, которые не могут существовать друг без друга.
К тому же за время премьерства Виктора Януковича стала очевидной несостоятельность ярлыков, которые отечественные политтехнологи усиленно приклеивали двум соперничающим политикам. Янукович оказался не таким уж "пророссийским", как и Ющенко - "прозападным".
Более того, явной ошибкой и свидетельством предвыборной паники расценивают эксперты затеянный Партией регионов в канун голосования сбор подписей за проведение референдума о статусе русского языка и неблоковом статусе Украины.
Подобного рода акции уже не пользуются успехом у избирателей, в чем Янукович мог убедиться в 2006 году, когда отказался от прямолинейной пророссийской риторики и, как следствие, добился намного лучшего для себя результата, чем на нынешних выборах.
Да и Виктор Ющенко, вопреки пророчествам, старался не обострять отношения с Москвой, тем более с учетом газового фактора.
Кстати, оба (как и Тимошенко) в эту избирательную кампанию прибегли к помощи американских политтехнологов, что говорит о достаточном разнообразии вкусов украинских политиков, отведавших до того и блюд из российской "высокой пиар-кухни".
Вернемся, однако, в Россию, на которую обрушился поток политических прогнозов относительно путинского будущего.
В какие только присутствия не определяли нынешнего президента, тогда как сам он отстаивает свое право на самоопределение. Вспомним хотя бы, что говорил Путин на недавней встрече с западными политологами: "Правы и те, кто говорит, что я уйду, и другие, кто говорит, что останусь".
Пока же отчетливо видно, что президент не желает становиться до конца своего мандата "хромой уткой" и намерен самостоятельно сделать свой последующий выбор.
Так что сюрпризы еще будут...