Споры о том, каким должен быть ЕГЭ по литературе и нужно ли его сдавать вообще, идут давно. Не раз в различных командировках министру образования и науки Андрею Фурсенко приходилось выслушивать разочарованных учителей-предметников: экзамен по литературе нельзя сдавать в виде тестов, разве можно всерьез выбирать варианты ответа на вопрос типа "Какого цвета были глаза у лошади Вронского?". Разве в этом знание предмета?
В новом варианте КИМов вопросов "кроссвордного" типа нет.
- Мы убрали все задания с возможностью выбора ответа из нескольких представленных, - рассказал "РГ" председатель федеральной предметной комиссии по литературе Сергей Зинин. - Как сказал один ученый, литература - это наука вопросов, а не литература ответов. Когда мы предлагаем школьникам готовые ответы, среди которых есть и ложные, в голове у ребенка все смешивается и оседает в подсознании. Это вовсе не способствует полноценной проверке литературных знаний. Выросла доля заданий с развернутым ответом, требующих связного высказывания по проблематике фрагмента художественного текста или стихотворения. Здесь требуется уже полноформатный развернутый ответ. Можно увидеть ход мысли ученика, последовательность его размышлений, глубину понимания.
В новой версии КИМов по литературе нет части "А", правильные ответы на вопросы которой, как мы привыкли по опыту, обеспечивают ученику максимум "тройку". Ученику предлагаются задания только уровня "B" и "C": анализ художественного текста (фрагмент эпического или драматического произведения) или лирического произведения.
Чтобы проанализировать текст в прозе или стихотворение, школьнику предлагают ответить на 5-7 заданий, требующих написания слoва или сочетания слов, и на 3 задания, где нужно написать 5-10 предложений.
Виктор Болотов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки:
- Сейчас идет массовое обсуждение новой версии ЕГЭ по литературе. Если мы хотим что-то кардинально менять, то за два года до вступления изменения в силу нужно начать его обсуждение. В литературе этот шаг уже сделан. Будет эволюционное усовершенствование и других экзаменационных материалов в сторону компетентностных подходов. То есть, чтобы на экзамене можно было понять, способен ли ученик использовать свои знания за пределами школы. В этом году, например, на экзамене по математике девятиклассникам нужно было решить не отвлеченные задачи про пункт А и пункт В, а применить математические знания в хорошо знакомой жизненной ситуации - рассчитать наиболее выгодный тариф для мобильных телефонов.
Между тем
Вопросы из "демо"-версии ЕГЭ по литературе:
- Назовите сражение, которое описывается в приведенном фрагменте романа Л.Н. Толстого "Война и мир".
- Прообразом какого легендарного военного события, также описанного в "Войне и мире", стало это сражение?
- Что испытывает Тушин вместо оправданного в данных обстоятельствах чувства страха? Выпишите соответствующее слово из текста.
- В каких произведениях русской классики затрагиваются проблемы, близкие проблематике приведенного эпизода, и как они перекликаются с толстовской "мыслью народной?"