Академик Федор Липман: В наше время редко можно встретить солидного начальника, который берет наличными

В последние годы тема коррупции среди чиновников постоянно присутствует в средствах массовой информации. И это понятно.

Речь идет о национальной безопасности страны. Ведь продажные представители власти не только незаконно обогащаются, разворовывая национальные богатства, но и подчиняют свою служебную деятельность корыстным интересам. А это чревато большой бедой, поскольку вместо настоящей работы они лишь имитируют бурную деятельность. Вся их энергия и помыслы нацелены только на разработку и реализацию безопасных схем присвоения того, что "плохо лежит".

При этом нередко в коррупционных схемах участвуют высококвалифицированные специалисты, обладающие полезными связями и большими знаниями. Поэтому разобраться в хитросплетениях их преступной деятельности могут лишь специалисты соответствующего профессионального уровня.

В наше время редко можно встретить солидного начальника, который берет наличными, да еще в служебном кабинете. Процесс получения взяток гораздо сложнее. Разрабатываются многоходовые схемы с влиятельным прикрытием на всех этапах операции. Причем участники этих схем периодически меняются местами: одни из бизнеса уходят во власть, другие из властных структур - в бизнес. Но групповые коррупционные связи при этом сохраняются, и машина по получению грязных доходов работает бесперебойно.

В подобных ситуациях правоохранительным органам зачастую сложно выявить коррупционные связи. Поэтому особенно важно использовать экономические способы противодействия, в основе которых лежат отработанные методики анализа финансовой деятельности и достоверная информация о наиболее часто встречающихся преступных схемах.

Исходя из этого, целесообразно создать государственный орган, укомплектованный хорошо подготовленными специалистами в области экономики и финансов. И это вполне реально, если учесть, что в настоящее время многие высококлассные специалисты оказались невостребованными и часто занимаются делами, которые не требуют высокой квалификации. Я лично знаю немало таких людей. Причем они часто жалуются на то, что не могут полностью реализовать свой профессиональный потенциал.

Есть и другая группа специалистов - это те, кто в силу различных житейских причин привлекается теми же чиновниками к разработке и реализации коррупционных схем. Такие люди очень часто в душе осуждают действия своих патронов и угнетены отведенной им ролью соучастников. Тем более что эти специалисты, как правило, не "состоят в доле" со своими руководителями, а получают скромные гонорары, ни в какое сравнение не идущие с теми состояниями, которые с их помощью незаконно присваиваются другими. Они многое могут рассказать и помочь в расшифровке комбинаций, которые нередко сами же и придумывали. Проблема лишь в мотивации, которая заставит их работать на государство, а не на коррупционеров.

Если к названным выше специалистам прибавить молодых выпускников правоохранительных, экономических и юридических вузов, можно создать эффективные подразделения по борьбе с коррупцией.

Предлагаемый общий подход рассмотрим на конкретном примере, довольно часто встречающемся на практике.

Возьмем для примера приватизацию. Несмотря на то что приватизационные механизмы сейчас отличаются в лучшую сторону по сравнению с теми, что были 10 лет назад, лазейки для незаконного присвоения государственного имущества все же остались.

Таким наиболее распространенным способом трансформации административного ресурса в реальный доход является приватизация нежилых помещений, особенно в крупных городах. А также захват недвижимости у многочисленных научных учреждений. Особенно это характерно для столичного региона и города на Неве.

Сразу же оговорюсь, что далее речь пойдет о некой гипотетической схеме, которая, по поступающей информации, используется нечистыми на руку дельцами. На первом этапе недвижимость, особенно административные здания, находящиеся в федеральной или муниципальной собственности, передается нужному юридическому лицу в хозяйственное ведение. Делается это якобы из самых благих побуждений. Например, с целью создания какой-либо объединенной структуры, занимающейся решением сверхважных народно-хозяйственных задач. Все это обставляется различными программами и липовыми расчетами экономической эффективности, которым при большом желании и умении несложно придать нужный вес.

На данной стадии операции все выглядит довольно пристойно и имеет солидное обоснование. Об истинных намерениях знает лишь небольшой круг заинтересованных лиц, поэтому схватить кого-нибудь за руку практически невозможно. Ведь все делается якобы исключительно ради благих намерений. Очень скоро о провозглашенных высоких целях начинают забывать. Появляются новые задачи и программы. А созданное юрлицо ни шатко ни валко ведет какую-либо незначительную деятельность. И как-то само собой выясняется, что оно никому не нужно и даже непонятно, зачем вообще создавалось.

Теперь наступает очередь второго этапа. Приговоренный на заклание объект попадает в план приватизации, что в сложившейся на данный момент обстановке выглядит вполне логично и обоснованно. Зачем государству экономический балласт? Ведь все уже забыли о тех масштабных задачах, ради которых организовывалось данное предприятие, а то и целый холдинг.

Затем очень важно выработать правильную стратегию продажи пакета акций. Нужно сделать так, чтобы, не вызывая особых подозрений, выставляемые на продажу пакеты не были интересны обычному покупателю. Например, разбить лоты на малозначительные и продавать на аукционах, где претенденты заранее подают в комиссию запечатанные конверты. В такой ситуации велика вероятность того, что победителем будет нужное лицо. Главное, не выставлять на продажу сразу контрольный пакет - могут появиться неуправляемые конкуренты.

Дальше наступает самый сложный для махинаторов период, когда уже невозможно не оставить следов. Так, для участия в притворном конкурсе нужны как минимум два подставных юридических лица. Нужны также необходимые суммы денег на счетах этих участников. И хотя в процессе оценки приватизируемых объектов реальная стоимость может быть сильно занижена, речь все же идет о значительных денежных средствах. Нередко в этих схемах задействуются и зарубежные участники, находящиеся где-нибудь на Кипре, Гавайских островах либо других офшорных зонах, чтобы нельзя было проверить источники формирования денежных средств. Ведь участниками таких аукционов нередко становятся фирмы-однодневки. Но возможности коррупционеров не безграничны. Поэтому среди учредителей и руководителей юрлиц, участвующих в конкурсе либо предоставляющих им денежные средства, часто можно встретить знакомые лица или их ближайших родственников и друзей. Иногда учредители и руководители участвующих в конкурсе организаций повторяются, а денежные средства не имеют должной легитимности.

Что же происходит после того, как определяется победитель аукциона? Операция с продажей акций повторяется до тех пор, пока у подставной фирмы не сформируется нужный пакет акций. Большой интерес представляет налоговая история данного юрлица и что с ним произойдет после овладения пакетом. Если начинается череда передач акций в другие руки, то это хорошая ниточка для расследования.

Но это еще не конец цепочки. Теперь нужно выкупить акции физическими лицами или, другими словами, разделить "шкуру убитого медведя". Здесь обычно участники теряют былую бдительность, а осторожность подавляется алчностью. Помимо разборок, которые нередко возникают среди участников, нужно еще сделать так, чтобы акции оказались в руках нужных людей и в нужном количестве. И, не дай бог, не попали к другим возможным претендентам, например членам трудового коллектива. Здесь могут применяться самые различные схемы. Но все они довольно примитивны и при внимательном рассмотрении обязательно приведут к организаторам аферы. А далее по известной формуле - вор должен сидеть в тюрьме.

Особенно много следов остается в тех случаях, когда значительная часть пакета распределяется по закрытой подписке среди членов трудового коллектива. Ведь большинству работающих, по большому счету, не нужны эти акции, и все знают, что никаких дивидендов владельцы мелких пакетов в дальнейшем не получат. Вот тут и начинаются притворные сделки, которые сопровождаются многочисленными переговорами между заинтересованными людьми и реальными владельцами акций. Людям, с которыми договариваются, скрывать нечего, и они охотно могут рассказать, на каких условиях участвовали в подписке, кто и как давал деньги и кому они должны были в дальнейшем уступить свои акции.

Анатомия аферы тут же проявится, так как денежные операции обязательно сопровождаются хоть и внутренними, но вполне официальными документами. Это расписки о займах и их погашении, справки налоговых органов и другие бумаги, которые могут стать весомыми аргументами в суде.

Передо мной список приватизированных в последнее пятилетие организаций с громкими названиями, аббревиатуры которых нередко начинаются с буквосочетания "Рос...". Даже беглый анализ их уставных задач и фактической деятельности наглядно говорит о том, что эти юридические лица служили лишь частным интересам их сегодняшних владельцев. Каждая из таких кормушек живет в основном за счет сдачи в аренду офисных помещений. Созданный по данной схеме "доильный аппарат" щедро подкармливает многих бывших чиновников и их покровителей.

Но многие объекты уже проданы, для чего обычно их первоначальных владельцев подводят под банкротство. В этих операциях также участвуют подставные фирмы с уже знакомыми корнями. Те же, кто еще у власти, воодушевленные безнаказанностью своих коллег, разрабатывают новые схемы псевдолегального обогащения. Ведь нужно успеть обзавестись надлежащим состоянием, пока позволяет административный ресурс. И так будет до тех пор, пока государство не начнет целенаправленную и действенную борьбу с уродливым явлением чиновничьей коррупции.

А как же упомянутый выше список некогда могущественных и влиятельных организаций, от которых остались лишь громкие названия? Даже поверхностный экономический анализ их создания и последующей трансформации позволит выявить многочисленные финансовые нарушения и определенный круг конкретных фамилий, которые способствовали тому, чтобы они перешли от государства в руки частника. Это и есть коррупция.

Таким образом, анализ заявленных задач в уставе при создании юрлица и его фактической деятельности после приватизации может как в зеркале отразить истинный смысл всей операции.

Это лишь одна из схем, позволяющих обворовывать государство. А ведь их много. И все они могут быть выявлены и раскрыты с помощью глубокого экономического анализа. Нужно лишь организовать нужных людей и дать им необходимые полномочия.

События последнего времени указывают на то, что государство работу в данном направлении проводит. Так что нет сомнения в том, что борьба с коррупцией в нашей стране будет вестись действенными методами. При этом государство не только защитит от преступных посягательств свое национальное богатство, но и повысит эффективность работы управленческого аппарата. Исчезнет возможность для легкой наживы, появится мотивация безупречного управленческого труда, за который можно будет с годами получить предусмотренные законом льготы.

А те временщики - джентльмены удачи, которые идут на госслужбу исключительно в корыстных целях, поймут бесперспективность и опасность своих преступных помыслов. В результате произойдет самоочищение аппарата. Ведь неотвратимость наказания всегда являлась общепризнанным фактором успешной борьбы с любыми преступлениями.

При этом большое значение имеет гласность происходящих событий. Чтобы, с одной стороны, уголовное преследование не выдавалось за борьбу с инакомыслием против демократии, а с другой - чиновники всех уровней знали, какую опасность несет в себе коррупционная деятельность.

Не обойтись, конечно, и без помощи законодателей. Полагаем, что действующее законодательство должно быть дополнено статьями, позволяющими на стадии предварительного дознания приостанавливать на непродолжительный срок все операции с акциями и недвижимостью, принадлежавшими попавшим в разработку юрлицам. Такие временные меры не помешают нормальному функционированию предприятия и не приведут к финансовым затруднениям. Это необходимо для того, чтобы оказавшиеся в поле зрения компетентных органов владельцы спорных активов не смогли исчезнуть вместе с собственностью. Таких примеров, к сожалению, немало.

В случае же привлечения виновных к уголовной ответственности все незаконно нажитое имущество должно подвергаться немедленной и полной конфискации.

Совершенно очевидно, что уродливое явление личного обогащения за счет административного ресурса может и должно быть выкорчевано из нашей жизни.