После 2011 года основной серийной ракетой-носителем в России должна стать "Ангара", под которую на космодроме Плесецк сейчас возводят технический и стартовый комплексы.
Это не просто многообещающий проект, а целое направление российской орбитальной индустрии. Не случайно только в создании ракеты участвуют шесть крупнейших предприятий Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева, а ход выполнения всей программы курирует Военно-промышленная комиссия под руководством первого вице-премьера Сергея Иванова.
Вчера на головном заводе центра правительственная комиссия обсуждала реализацию проекта. Последнее время деньги на возведение комплекса выделяют по графику, и Сергей Иванов строго предупредил строителей и производственников:
- Никакого пересмотра сроков не будет. Летно-конструкторские испытания "Ангары" должны начаться в 2010 году, а первые пуски - в 2011-м.
В марте нынешнего года на выездном заседании Госсовета шел серьезный разговор о том, как России в условиях жесткой конкуренции сохранить позиции космической державы. Развитие ракет-носителей там назвали важнейшим государственным приоритетом, соответственно обозначилась и особая роль "Ангары". Этот комплекс действительно сулит нам огромные дивиденды как в космосе, так и на Земле. Прежде всего он позволит выводить на орбиту три класса ракет - легкие с полезной нагрузкой до 1,5 тонны, средние - до 3 тонн и тяжелые - до 6 тонн. В отличие от "Протона", который сейчас летает с Байконура к международной космической станции, его сменщица - "Ангара" постоянно пропишется в нашем Плесецке. Перспективную ракету-носитель будут заправлять не ядовитым гептилом, а экологически чистым топливом на основе кислорода и керосина. Наконец "Ангара" имеет существенный инженерный плюс, о котором корреспонденту "РГ" рассказал заместитель генерального директора центра Василий Сычев.
- Носитель, как конструктор, можно будет собирать из одинаковых модулей, - уточнил он. - Их максимальное количество - пять - у тяжелой ракеты. Три - у средней, один - у легкой. Первый запуск в середине 2011-го начнем с легкой, а к концу года запустим тяжелую.
Но прежде производственникам придется справиться с целым ворохом проблем. О них на заседании Военно-промышленной комиссии подробно говорил Сергей Иванов. К наиболее серьезным задачам первый вице-премьер отнес необходимость технического перевооружения предприятий для серийного производства "Ангары", отсутствие проектной документации на наземное технологическое оборудование и недостаток квалифицированных кадров в отрасли.