Правительственная делегация оказалась внушительной и дала повод для того, чтобы забеспокоиться и инициировать разговоры о полном возвращении России в Арктику.
Впрочем, цель визита вице-премьер и не скрывал - формирование долгосрочных планов развития хозяйственного присутствия России на Шпицбергене.
- Тот факт, что правительство сформировало комиссию по обеспечению российского присутствия на Шпицбергене, говорит о повышенном внимании к вопросу, - заметил вице-премьер.
Как известно, в 1920 году в Париже США, Великобритания, Франция, Норвегия, Дания, Швеция, Голландия, Италия и Япония подписали Договор о Шпицбергене, согласно которому норвежцы получили суверенитет над архипелагом на условиях Договора. Правительство СССР согласилось признать суверенитет Норвегии над Шпицбергеном в 1924 году, а в 1935-м официально присоединилось к Парижскому договору. Документом, с одной стороны, признается "полный и абсолютный суверенитет" Норвегии над Шпицбергеном, с другой - этот суверенитет ограничен целым рядом серьезных положений, включая предоставление гражданам стран-участниц права "одинаково свободного доступа" на архипелаг и возможности ведения там хозяйственно-экономической деятельности на "условиях полного равенства". Норвежцы строго следят за исполнением договора, да и последние полвека у них практически не было поводов для беспокойства. О Шпицбергене на Большой земле старались не вспоминать, своих проблем было достаточно. Поэтому увиденное в Баренцбурге Нарышкина и поразило. Путешествие от Лонгиербюена было из разряда экстремальных. Но вице-премьер - человек рисковый - абсолютно спокойно занял место в видавшем виды Ми-8 рядом с министром информационных технологий и связи Леонидом Рейманом. Вертолет трясся, но поднялся в воздух лишь на 15 минут, чтобы перебросить правительственную делегацию в Баренцбург.
За несколько часов вице-премьер успел осмотреть все и побывать практически везде - начиная от ТЭЦ, заканчивая спортивным комплексом, бассейном и поликлиникой. Везде глава комиссии интересовался, как живет народ. Оказалось, что специалисты Росгидромета своим вниманием архипелаг не жалуют. За зарплату в 10 тысяч желающих работать здесь практически нет. Хотя точно такую же зарплату получает и главврач единственной больницы, который, правда, на это вице-премьеру не жаловался. Единственная высокооплачиваемая работа здесь - на шахте. Шахтеры получают до 50 тысяч рублей, но российских проходчиков сюда не заманить, а вот украинские едут с удовольствием. Но если заработать деньги здесь можно, то потратить - нет.
Зашедшему в бар единственной гостиницы в Баренцбурге министру информационных технологий и связи Леониду Рейману отказали в чашке чая. Здесь не принимают наличные российские деньги, и расплатиться можно исключительно либо норвежскими кронами, либо специальными пластиковыми карточками не международных платежных систем, а исключительно внутренней.
В правительственных планах - строительство рыбоперерабатывающего комплекса, развитие связи и создание пассажирского порта. Собственно, после того как Нарышкин все увидел собственными глазами и прочувствовал ситуацию, чиновники, разбившиеся на группы, посетившие разные объекты, съехались на совещание.
Понимая, что просить денег у вице-премьера не надо - и так финансирование определено, чиновники рассказывали, как его будут осваивать.
Проблемы поэтому не скрывали. Чуть меньше половины жилого фонда находится здесь в неудовлетворительном состоянии.
Нужен и капремонт, и станция очистки питьевой воды, и реконструкция кинотеатра, и гостиницы, которая морально устарела, нужна новая гостиница для туристов (в управлении норвежцев), и культурно-развлекательный центр.
Однако все планы гендиректора "Арктикугля" Веселова, в управлении которого находится вся инфраструктура российской части, разрушил замруководителя Ростехнадзора.
"Здесь нет проектов, разрешения на капремонт, и расход средств ведется без оснований, - заметил Кутьин. - Поэтому положительного заключения не будет. Как будут отчитываться о потраченных деньгах перед минэкономразвития, не знаю". В общем, поскольку деньги придут сюда немалые, Ростехнадзор предлагает подходить к вопросу проектно. "Все имеющиеся объекты опасные, и эксплуатация их невозможна", - поставил диагноз Кутьин.
- Речь идет пока не о строительстве, а о бизнес-плане, - заметил Нарышкин, увозя из Арктики немало предложений и оказавшись перед выбором, что важнее - бассейн или гостиница, развитие туризма или рыбопереработки.