Картину поставил Олег Фомин ("Меня зовут Арлекино"), взяв за основу известный антрепризный спектакль о том, как по Волге-реке плывет агитпароход, где нанятые неким олигархом радийщики пиарят нужного ему кандидата в губернаторы. Для электората этот кандидат Цаплин - словно черт из табакерки: о нем гутарят, что он внучатый племянник заживо репрессированных Блюхера и Тухачевского, а более ничего не известно. В этой роли банного массажиста с большими политическими амбициями снялся футбольный комментатор Василий Уткин, и по такому необычайному поводу в фильме тоже найдется пара очень смешных приколов.
Пьеса ярко театральна, и в спектакле Алексей Кортнев по ходу действия изображал множество популярных персонажей нашего шоу-бизнеса. Фильм может позволить себе пригласить их самих, и в его эпизодах - только звезды, снявшиеся в нем с нескрываемым удовольствием: от Макаревича и Шнурова до "Уматурман", "Би-2", "Чайфа" и "Иванушек Интернешнл". Они, как им и положено, выдают бурлескные эстрадные выходы, причем в такой же мере от себя, как и от лица своих персонажей. И имена они сохранили свои собственные, и привычные сценические образы, но словно в чуть искривленном зеркале сатиры.
Фильм и был бы сатирой, если бы не его неистребимое добродушие, и подтрунивает он над самим собой - над новой исторической общностью по имени российский народ.
Сценаристы (они же авторы пьесы) Ростислав Хаит и Леонид Барац фонтанируют бурно, стремительно и разнообразно, не упуская ни одной счастливой возможности и не слишком церемонясь с соображениями тонкого вкуса - их юмор внятен и по-фольклорному грубоват, это юмор эпохи "Наша Раша". В этом смысле фильм продолжает традиции солдатских "народных комедий" типа "ДМБ" и разнообразных "Особенностей национальных приколов" - но он остроумнее и значительно артистичнее. Многие его словесные формулы вполне способны стать крылатыми и пойти в массы.
Сердцевина проекта - ребята из "Квартета И", авторского полупародийного театра, что вырос из эстрадного курса ГИТИСа и уже скоро 15 лет активно функционирует в московском ДК имени Зуева, собирая сонмы поклонников: все те же Леонид Барац с Ростиславом Хаитом и примкнувшие к ним Камиль Ларин с Александром Демидовым; все четверо сохранили в фильме свои сценические маски. В этот ненормально органичный и оттого особенно обаятельный авторско-актерский ансамбль самым счастливым образом влились Михаил Ефремов, изобразивший предприимчивого, даром что вечно пьяненького православного батюшку Иннокентия, Евгений Стеблов в роли местного Станиславского, а в концертных эпизодах в неожиданном амплуа блеснули Евгений Стычкин, Дмитрий Певцов, Марат Башаров, Михаил Евланов и сам режиссер Олег Фомин.
Самоирония - редчайшее, дефицитнейшее, необходимое для здоровья нации качество. И оно в этой комедии неожиданно прорезалось, что внушает определенные надежды на будущее: народ, сохранивший способность смеяться над собой, еще не потерян для исторической перспективы.
Фото с сайта фильма "День выборов"