Вряд ли главная героиня фильма "Служебный роман" в ее мешковатом костюме и спущенных чулках смогла бы пройти строгий дресс-код, существующий сегодня во многих солидных компаниях. Заявись она в таком виде на работу, даже ее, высокопрофессионального топ-менеджера, скорее всего, учтиво попросили бы пойти переодеться и сделать аккуратную деловую прическу.
Строгие требования к внешнему виду сотрудников - отнюдь не прихоть, не самодурство руководства. То, как выглядят работники фирмы, является неотъемлемой частью имиджа предприятия, в конечном итоге влияющего на его успешность, на получаемые прибыли. В этом убеждена заведующая кафедрой дизайна одежды Уральской архитектурной академии профессор Людмила Кокарева.
- Экономический эффект от дресс-кода сложно посчитать в денежном выражении, но руководители многих предприятий Екатеринбурга и области давно отчетливо поняли, что число клиентов и солидных партнеров у них заметно поубавится, если назавтра сотрудники фирмы перестанут придерживаться требований в одежде и начнут приходить в офис в чем вздумается, - отмечает она. - Представьте, к примеру, менеджера крупного банка в шлепанцах, легкомысленной блузке или чулках в сеточку. Думаю, немного найдется желающих доверить свои деньги учреждению, в котором сотрудники выглядят так несерьезно, к тому же в условиях достаточно широкого выбора учреждений в этой сфере.
На Западе привычное явление, когда сотрудника запросто могут уволить, если он нарушает корпоративные стандарты в одежде. Постепенно приходят к пониманию того, что деловой дресс-код необходим и у нас. По крайней мере, преподавателей академии в последнее время все чаще приглашают с лекциями в самые разные компании, просят рассказать о роли деловой одежды.
О том, что на предприятии существуют определенные требования к одежде, работника, как правило, предупреждают сразу же при приеме на работу, и это его право - принять их или отказаться. Вот лишь один из примеров.
- У нас разработаны специальные стандарты корпоративной культуры и поведения, - рассказывает Алексей Калистратов, пресс-секретарь одного из банков Екатеринбурга, - они включают, в том числе, и определенные требования к одежде - это обязательное условие при приеме на работу. Наиболее строгий дресс-код действует для работников фронт-зоны, то есть для тех сотрудников, которые работают в непосредственном контакте с клиентами банка - это деловой костюм синего цвета, галстук и белая блузка для женщин, белая сорочка у мужчин. Причем, как правило, менеджеры фронт-зоны придерживаются строгих требований к внешнему виду даже в пятницу, когда для всех остальных сотрудников - менеджеров среднего и высшего звена - свободный день и они могут позволить себе надеть одежду более легкого стиля.
Впрочем, по словам Алексея Калистратова, и в пятницу никто из сотрудников не отважится прийти на работу в вытянутом свитере и растоптанных кроссовках, поскольку понятие корпоративной культуры укоренилось в компании уже довольно прочно.
Как отмечает преподаватель кафедры социальной психологии Уральского госуниверситета Анжелика Вильгельм, строгая деловая одежда помогает делать одновременно сразу два добрых дела. Во-первых, во многом благодаря этому укрепляется корпоративный дух, формируется стойкая принадлежность работников предприятию, на котором они работают, причастность корпоративной идее, а во-вторых, перед клиентами предстает не какая-то контора-однодневка, а учреждение с самыми серьезными намерениями, которому можно доверять.
К слову, по мнению Анжелики Вильгельм, когда работники активно сопротивляются, не хотят придерживаться требований дресс-кода, введенного в компании, - это яркий показатель того, что во взаимоотношениях руководства и сотрудников что-то явно не ладится. Чаще всего это говорит о негативном отношении сотрудников к фирме, в которой они работают.
При этом, как считает начальник группы подбора персонала, обучения и развития еще одного екатеринбургского банка Светлана Стародубцева, на самом деле работники сами должны быть заинтересованы в том, чтобы придерживаться определенных правил в одежде. Особенно это касается банковской сферы, где, как правило, каждый стремится добиться карьерного роста. По ее мнению, соответствие требованиям делового дресс-кода влияет не только на успешность предприятия, но и на успешность каждого из сотрудников.
Ну а что делать, если работники все-таки никак не могут проникнуться корпоративным духом, то и дело норовят прийти на работу в том, что им больше нравится, а то и вовсе считают жесткие требования к одежде ущемлением прав своей неповторимой личности? Вот что рассказывает сотрудница одной из кредитных компаний Екатеринбурга Анна Матвейчук.
- Мне довелось работать в двух финансовых учреждениях. В первом существовали стандартные требования к офисной одежде - белый верх, темный низ. Причем, чтобы сотрудники не нарушали их, была введена система штрафных санкций. Позволила себе прийти, скажем, в ярко-красной блузке вместо белой - минус двести рублей из зарплаты, надела джинсы вместо юбки - вычитай из жалованья еще двести. В той компании, в которой работаю сейчас, штрафы не взимают, но все и без того понимают, что нарушать деловой стиль себе дороже. На первый раз, скорее всего, просто побеседуют, на второй - попросят съездить переодеться, ну а на третий - задумаются о том, нужен ли им вообще такой работник.
- У нас в стране, и Урал здесь не исключение, деловой этикет только-только зарождается. Но штрафами, конечно, не поможешь, - считает известный дизайнер Людмила Пашевич, принимавшая участие в разработке деловой одежды для нескольких компаний Екатеринбурга. - Необходимо, чтобы у работников формировалось внутренне понимание, что в фирме, нацеленной на успех, и сотрудники должны выглядеть достойно, стильно. И на этот счет у меня есть даже своя теория. Знаете, я иногда смотрю футбольные матчи. Но наблюдаю не столько за тем, куда летит мяч, а за тем, как одеты игроки.
Команда в красивой форме невольно притягивает взгляды, а значит, притягивает и энергию зрителей. И, по большому счету, у нее больше шансов одержать победу. Вот так и на предприятиях: выигрывает тот, кто "играет" слаженнее, у кого сильнее корпоративный дух. А он формируется, в том числе, и благодаря одежде.