Москва и для здоровых-то людей не очень удобна. А для инвалидов и вовсе. Улицы и подземные переходы для них - полосы препятствий, а метро - аттракцион похлеще, чем "американские горки".
Корреспонденты "РГ" убедились в этом, проведя несколько часов с человеком в инвалидной коляске.
Показать нам "другую Москву" вызвался Паша. Ему 31 год, он живет на окраине и часто ездит по городу - на встречи с друзьями, концерты и просто погулять. Каждая вылазка для него - это рискованное приключение.
"Чертово колесо" вместо автобуса
Итак, парень и две девчонки - я и фотокорреспондент - отправились в Царицынский парк погулять. С Пашей мы встретились у его дома. Повезло человеку: лифт широкий, перед подъездом - удобный спуск. Продуктовый магазин рядом, и вместо лестницы в него ведет пандус. Работа тоже поблизости. А вот по городу ездить - совсем не просто.
В троллейбус мы попали так: Паша, подтягиваясь на руках, добрался до сиденья, а коляску помог втащить прохожий. Без постоянной помощи справиться было бы невозможно! На коляске не получится - ступеньки. Есть низкопольные автобусы, но далеко не на всех городских маршрутах.
Выйти было еще сложнее: пока Паша садился в коляску, она чуть не покатилась на отъезжающий троллейбус. Водитель не смотрит в зеркало заднего вида вообще, не говоря о том, чтобы подождать, пока вы выгрузитесь из салона. Но это еще полбеды. Троллейбус остановился не где положено, а прямо на дороге - пробки. Заехать на тротуар на коляске нельзя - бордюр высокий. Так что Паша, тихо матерясь, лавировал между припаркованными и едущими машинами добрых пятьдесят метров.
- Паш, как же ты ездишь-то? - удивлялись мы.
- Молча.
Это Пашин стандартный ответ на все вопросы про трудности его жизни. Также молча он спускался в метро: ни рельсов, ни специальных поручней на длинной лестнице не было. Где вися на руках, а где просто ползком со ступеньки на ступеньку. Тренажер на все группы мышц вместо лестницы - издевательство. Но и это еще не все: впереди был еще один смертельный аттракцион - эскалатор. Ему подошло бы название "русская рулетка": одно неверное движение - и ты в коляске летишь вниз.
Подняться из метро помог молодой парнишка. Вкатить коляску по крутому подъему, хоть и с рельсами, это тебе не бабуле сумку-тележку понести. Потому такие парнишки попадаются редко.
Коляска царицы удобнее
В Царицыно мы приехали где-то минут через сорок. Но Паша сказал, что это ничего:
- Ездил я в Пушкино на марафон - вот это было далеко. Ребята обалдели, когда меня увидели, - своим ходом приехал.
Один момент: коляска у Паши - не последний писк техники, а побитая жизнью и местами разваливающаяся машинка. Чтобы на ней ездить, надо иметь крепкие руки, иначе чуть в горку - и катишься назад. Но есть места, где и сильные руки не помогут: большая часть пандусов в городе настолько крутые, что по ним коляску можно закатить разве что втроем.
С одним из таких чудес мы встретились в Царицынском дворце: въехать по пандусу получилось с третьей попытки. Это было действительно круто.
Еще порадовало кресло-коляска Екатерины II. Роскошная трехколесная штуковина с мягкими подушками.
- Вот бы на такой в метро прокатиться! Пропустили бы сразу, - смеялся Паша.
Обратно мы ехали на автобусе. Спускаться в час "пик" в подземку Паша наотрез отказался. Зря силы тратить нельзя - завтра на работу. Перед тем как попрощаться, он опять нас удивил:
- А летом я дворником работал.
- На коляске? Как?!
Последовал привычный Пашин ответ: "Молча. Вы же видели, по Москве ездить трудно, работу ближе к дому ищу".
Сергей Ларин, начальник отдела адаптации городской инфраструктуры Департамента социальной защиты населения города Москвы:
- Согласно постановлению правительства N 319-ПП ни один объект строительства не может быть сдан без справки органов социальной защиты населения, подтверждающей его приспособления для нужд инвалидов. Что касается старых зданий, проект которых не предусматривает, например, лифта с широкими дверями, то и здесь мы пытаемся выйти из положения: подготовлен проект, согласно которому разрешено выдавать инвалидам-колясочникам устройства для передвижения по лестницам и вторую кресло-коляску меньшего размера.
Николай Чигаренцев, председатель Московского городского общества инвалидов:
- Инвалид в нашем городе рискует жизнью каждый день. И не только своей. Например, в метро можно спуститься только на эскалаторе, не приспособленном для колясок. В результате человек может упасть сам и травмировать других. В некоторых странах Европы в метро есть лифты, ими пользуются и мамы с колясками, и пожилые люди. Наше метро для инвалидов непригодно.
Михаил Антонцев, председатель Комисии Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям:
- У нас в городе действует закон о дополнительной поддержке инвалидов и маломобильных граждан, а кроме того, есть городская программа адаптации городской среды для инвалидов. Обсуждая бюджет на 2008 год, мэр предложил назвать следующий год "годом инвалида" и, наконец-то, адаптировать город для их нормального передвижения по Москве.