Россияне смогут добраться туда, куда "ничего не ездит и не летает"

Почему в следующем году цены на авиабилеты могут вырасти? Причина отчасти в подорожании топлива - в структуре общих затрат российских авиакомпаний его стоимость составляет около 40 процентов. Но дело не только в этом.

Авиакомпании больше не могут медлить с обновлением парка воздушных судов и заказывают большое количество машин за рубежом. Однако высокие ввозные пошлины делают эту покупку золотой. Кроме того, эти затраты автоматически отражаются на цене билета. Минтранс давно предлагает отменить ввозные пошлины на те типы самолетов, которые пока не производятся в России или не планируются к производству в перспективе. Этот вопрос сейчас рассматривается в правительстве. В министерстве же обсуждается целый ряд предложений, чтобы не допустить роста цен на транспортные услуги.

Об этом "РГ" рассказал министр транспорта Игорь Левитин, который недавно был гостем редакции.

За пенсией на "Суперджете"

На днях с большим успехом прошла презентация "Суперджета" - нового самолета для гражданской авиации, который разработали российские конструкторы.

Специалисты утверждают, что сегодня это самая современная машина, к тому же она обойдется авиакомпаниям дешевле, чем импортная техника.

Российская газета: Игорь Евгеньевич, когда же мы полетим на "Суперджете"?

Игорь Левитин: Машина действительно впечатляет. До конца года она должна взлететь. Первый вылет покажет, когда самолет можно будет поставить на серийное производство. Затем нужно пройти сертификацию и налетать без пассажиров определенное количество часов. Для испытаний решено выпустить сразу четыре самолета, а не один, как раньше. Они будут отрабатывать различные режимы, и таким образом время сертификации значительно сократится. Думаю, на это потребуется примерно один год. Первый "Суперджет" для регулярных рейсов, скорее всего, получит "Аэрофлот".

РГ: А какие перспективы у Ту-334?

Левитин: Наши авиакомпании готовы его эксплуатировать при выполнении ряда доработок, однако промышленность не видит перспективы в его серийном производстве.

РГ: 20 октября вступают в силу новые правила перевозки в гражданской авиации. Инвалид-колясочник Валерий Габер просит пояснить, как все-таки он может летать самолетом - с сопровождающим или под присмотром перевозчика? В правилах сказано, что авиакомпания может отказать в перевозке без сопровождения.

Левитин: Вообще инвалид должен быть с сопровождающим. Авиакомпания может взять заботу о нем на себя, но только в том случае, если персонал на борту имеет соответствующую медицинскую подготовку. Если же такого специалиста нет, то инвалиду без сопровождающего в полете могут отказать.

Авиакомпанию могут лишить лицензии

РГ: Есть ли у пассажиров шанс получить компенсацию, если им не обеспечили нормальные условия при задержке рейса?

Левитин: Конечно. Но если с авиакомпанией не удается мирно договориться, надо обратиться в суд. За обиженного туриста это должна сделать туристическая компания. Мы предупредили авиаперевозчиков, что от количества таких исков напрямую будет зависеть их имидж. По числу недовольных мы сможем определить качество работы компании. Так что Росавиация будет отслеживать ситуацию. Мы планируем организовать постоянный мониторинг, чтобы знать, как выполняются новые правила перевозок. Его результаты станут сигналом для авиационных властей, когда они к следующему сезону будут рассматривать расписание полетов.

РГ: А если будет обнаружен злостный нарушитель?

Левитин: За систематическое невыполнение правил компании будут лишать прав на выполнение полетов. При многократных нарушениях деятельность авиакомпании может быть полностью остановлена.

РГ: В "РГ" пришло несколько вопросов от пенсионеров-авиаторов, которые, как известно, должны получать повышенные пенсии за счет дополнительных отчислений авиакомпаний в Пенсионный фонд России (ПФ). Но люди жалуются, что работодатели этого не делают. А вот письмо от члена президиума Профессионального союза летного состава России: "Авиакомпания платит "серую" зарплату - 23 тысячи рублей, а фактическая она составляет в среднем 55 тысяч".

Левитин: Проблема в том, что пилоты зачастую получают пенсию, рассчитанную не по реальному заработку, а по тому, который официально указан в ведомости. Не всегда срабатывает и закон, обязывающий авиакомпании сверх обычного единого социального налога доплачивать в ПФ еще 14 процентов от фонда заработной платы на дополнительные пенсии для своих пилотов. Некоторые компании считают, что закон несправедливо наложил на них излишнюю нагрузку. И либо вообще не платят эти 14 процентов, либо официально устанавливают своим работникам заниженную зарплату, чтобы меньше с нее набегало отчислений в Пенсионный фонд.

РГ: И как же бороться с этими "уклонистами"?

Левитин: Считаю, что авиакомпании, не выплачивающие пенсионные надбавки, заслуживают сначала предупреждения, а потом, может быть, даже приостановления деятельности. Ведь отчасти из-за их действий пилоты стараются после достижения пенсионного возраста остаться за штурвалом. Они просто бояться уходить на маленькую пенсию. Так что проблема пенсионного обеспечения пилотов напрямую связана с безопасностью полетов. Ространснадзор, Росавиация и Пенсионный фонд договорились раз в полгода проверять, насколько аккуратно авиакомпании перечисляют дополнительные средства, которые потом распределяются на всех пенсионеров, в том числе и на тех, чьи работодатели деньги не платили. В результате и надбавка оказывается не такая значительная, как могла бы быть, и страдают пенсионеры честных компаний-плательщиков.

Речной трамвайчик вместо авто

РГ: Владислав Тулубаев, читатель из Воронежа, пишет, что его родители живут в деревне Гудовка, где совсем нет дороги. Впрочем, таких Гудовок в России много. Автодорогами не охвачено около 50 тысяч населенных пунктов. Каковы перспективы развития сельских дорог?

Левитин: У нас есть совместная с министерством сельского хозяйства программа по развитию сельских автомобильных дорог. Ее координатором является минсельхоз, поскольку лучше всех знает нужды села. На программу выделено порядка 4 миллиардов рублей из федерального бюджета. Мало, конечно. Однако сельские дороги находятся в зоне ответственности местных властей. И за ними остается право выбора маршрутов.

РГ: Во многих местах, где нет автодорог, людей выручал речной транспорт. Но в последние годы он стал недоступен из-за высоких цен на проезд. А из-за сокращения перевозок речной флот оказался нерентабельным. Есть ли планы по возрождению этого вида транспорта?

Левитин: 100-процентное финансирование содержания автодорог минтранс ожидает только в 2011 году. С водным транспортом дело обстоит лучше - на этот норматив мы вышли уже с 2007 года. И в планах - дальнейшее развитие речного флота, стабилизация цен на топливо. Ведь речные перевозки важны не только для пассажиров, но и для экономики. Во-первых, они самые дешевые. Во-вторых, зачастую только водным путем можно добраться туда, куда больше ничего "не ездит и не летает".

Мы стараемся создать компаниям условия для покупки новых пассажирских судов. Некоторые уже готовы это сделать, но при условии, что муниципалитеты будут компенсировать часть стоимости билета. Местные власти подсчитали, во что им это обойдется, и во многих регионах, особенно на Севере, пришли к выводу, что дешевле дотировать речной транспорт, чем строить автодороги. Так что, надеюсь, скоро люди это почувствуют.

Помните, в Советском Союзе была пассажирская водная линия Владивосток - Сахалин - Камчатка. Мы хотим ее восстановить. Потому что там "без погоды" можно просидеть неделю, а по морю перевозка возможна в любое время.

новации

Что теперь обязаны делать авиакомпании?

20 октября вступают в силу новые правила перевозок для гражданской авиации. Теперь: Если пассажир потерял билет, то авиакомпания обязана установить факт продажи и принять человека на борт. Кроме того, билеты можно бронировать по телефону, электронной почте.

При задержке вылета и в случае изменения маршрута независимо от причин и от того, регулярный это рейс или чартерный, авиакомпания должна бесплатно организовать хранение багажа и предоставить место в комнате матери и ребенка пассажирам с детьми до 7 лет.

Если рейс задержался более чем на 2 часа, вам обязаны предложить прохладительные напитки и организовать два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте. Бесплатно.

При задержке свыше 4 часов к этому набору "сервиса" добавляется горячее питание. Просидели больше 6 часов и ночью - вас обязаны поселить в гостинице. Ее, кстати, должны предоставить даже днем, если вылет отложили более чем на 8 часов. Доставка туда-обратно - тоже забота авиакомпании. Задержали отправку более чем на 10 часов, вас обеспечат горячим питанием каждые 6 часов днем и каждые 8 часов ночью.

В случае отказа пассажира от полета ему должны возвратить 100 процентов стоимости билета, если перевозчик нарушил сроки перевозки или если пассажир заявляет об отказе не позже чем за 24 часа до вылета.

Но и права авиакомпаний тоже расширяются. Вас, например, могут не пустить на борт, если:

Ваше поведение создает угрозу безопасности полета, жизни или здоровью других пассажиров.

Вы нарушили таможенные, санитарные и иные установленные законодательством требования.

Состояние вашего здоровья требует особых условий перевозки, создает неустранимые неудобства для других пассажиров.

Вы отказались платить за ребенка или за багаж, вес которого сверх установленной нормы.

Пытались в багаже и ручной клади пронести на борт запрещенные к перевозке предметы.

В Федеральном агентстве воздушного транспорта работает круглосуточная "горячая линия".

По телефону: 155-53-73 можно задавать вопрос, сообщать о сбоях в работе авиакомпаний.