Почему люди больше доверяют неизвестным консультантам, а не профессиональным врачам? Как защититься от навязчивой и недобросовестной рекламы? Можно ли законными методами остановить распространителей лжелекарств? С этими вопросами мы обратились к председателю конфедерации обществ потребителей Дмитрию Янину.
Российская газета: Про бесполезность, а иногда и опасность БАДов говорят уже давно, почему же ничего не делается, чтобы остановить их распространение?
Дмитрий Янин: Эта проблема как была 10 лет назад, так и осталась - ничего не изменилось. Это хорошо налаженный бизнес, который реализует тысячи наименований по всей России и зарабатывает сотни миллионов долларов. В России в отличие от Европейского союза или США надзор за биоактивными добавками мало чем отличается от надзора за обычными пищевыми продуктами. Предпринимателям нужно всего лишь получить сертификат о безвредности данного продукта и все, можно его спокойно реализовать в соответствии со своей с овестью и нравственными принципами. Большинство БАДов при довольно простом составе (сублимированный чеснок, перетертая черника, желатин, аскорбинка) позиционируются как средства от серьезных заболеваний. В Европе, например, нельзя даже профилактический эффект заявлять при продвижении БАДа, не говоря уж о лечебных свойствах.
РГ: Люди узнают о "чудо-препаратах" из рекламы. Кто должен нести ответственность за содержание такой рекламы? Может быть, ее вообще стоит запретить?
Янин: СМИ, которые распространяют рекламу БАДов, ответственности за содержание не несут. Особенно преуспели в этом отдельные радиостанции. Весь цинизм в том, что продукт, изначальная себестоимость которого 30-40 рублей, продается за десятки тысяч, при этом заявляются такие свойства, которыми этот продукт не обладает и обладать не может. Люди не всегда имеют возможность получить качественную медицинскую помощь у врачей, поэтому начинают лечиться самостоятельно, руководствуясь рекламой и обращаясь за помощью к непонятным консультантам.