Занусси не увидел антипольских мотивов в "1612"

На пресс-показе выдающийся польский режиссер Кшиштоф Занусси поздравлял своего российского коллегу с удачей и говорил, что не видит в его интерпретации Смутного времени антипольских мотивов. Действительно, картина ни анти-, ни про-.

У "1612" три временных ориентира. Первый - собственно Смутное время. Смерть Ивана Грозного, затем Бориса Годунова, голод, убийство малолетнего царя Федора, один Лжедмитрий, второй, нашествие поляков и шведов, междуцарствие и, наконец, освобождение Москвы ополченцами князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Все это было 400 лет назад.

Ориентир второй - 25-летней давности. Именно тогда Владимир Хотиненко увлекся этой эпохой и начал изучать исторические материалы.

Ориентир последний - 2005 год, когда появился праздник 4 ноября. Народ призадумался: что это за праздник такой? Владимир Хотиненко с большой долей убедительности объясняет это тем, что Смутное время - наиболее трагический момент в истории страны, так как война велась не отечественная, против внешнего врага, а гражданская, братоубийственная. Стало быть, победа над собой. Самая трудная из всех существующих побед.

Заказ на исторический фильм о Смутном времени продюсер Никита Михалков передал Владимиру Хотиненко. Выбор режиссера казался безупречным. Во-первых, Хотиненко уже выполнял госзаказ, например в "72 метрах" о затонувшей подлодке "Славянка". Во-вторых, показал свой талант действительно блестящего освоения исторического материала в телесериале "Гибель империи". В "1612" требовалось большего - зрелищности, динамичности, массовых сцен, боев. Словом, не уступить лучшим образцам этого жанра.

романтическая история

Два друга - русский и татарин пытаются вырвать из лап главного злодея с недвусмысленным прозвищем просто Поляк царевну Ксению Годунову, которую Поляк везет в Москву. Он требует, чтобы Ксения приняла католичество и, выйдя за него замуж, возвела его на царство. Друзья отстаивают сначала малюсенький городишко Новолок, а потом и Москву, пробуждая в коренном населении патриотический дух.