В рукоприкладстве обвиняется учитель Самоцветской средней школы Алапаевского района. Педагог с 30-летним стажем пытается добиться оправдательного приговора уже в третьей инстанции, но пока безуспешно.
6 апреля этого года на пульт районного УВД поступило сообщение из местного травмпункта. Одиннадцатилетняя ученица шестого класса Яна Н. обратилась к медикам с сильным ушибом большого пальца руки. Делом занялась прокуратура.
Шестиклассники нарисовали такую картину. Когда по расписанию начался урок русского языка, три ученика не пожелали услышать звонок и уселись за одну парту, смеясь и о чем-то разглагольствуя. После нескольких замечаний Яна согласилась пересесть на свое место, но "не дошла": мальчишка за соседней партой поставил подножку. Не смущаясь присутствием педагога, девочка припечатала обидчика парой крепких словечек. После этого, по словам детей, учительница ударила ученицу по губам, потом стала водить за нос из стороны в сторону, после дважды ударила кулаком по голове, вот только под второй удар девочка успела подставить руку.
После бесед с детьми следствие пришло к выводу, что этот случай не единичный. Еще трое учеников того же класса утверждали, что с сентября 2006 года по апрель 2007-го так или иначе пострадали от учительницы во время уроков. В районной прокуратуре выяснили, что родители не хотели обращаться в суд, пытаясь решить конфликт мирным путем.
Педагог признала вину только частично: да, не выдержали нервы, но она уверена, что ученики во многом преувеличивают. Следствие установило четыре эпизода некорректного поведения учительницы, квалифицируя их по статьям УК РФ 116 "Побои" и 156 "Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних". Однако мировой судья района посчитал, что вторая статья и так включает все нарушения, поэтому обвинение по 116-й сняли.
За педагога, проработавшего в школе более 30 лет, имевшего высшую категорию, заступился весь район. В ее поддержку жители поселка Самоцвет собрали более 100 подписей. Потом посыпались ходатайства от бывших и нынешних учеников, коллег, родителей, чиновников от образования. Оказалось, обвиняемая в "непедагогичном поведении" учительница, всю жизнь проработавшая в этой школе, очень ценилась как работник - к суду набралось несколько десятков благодарственных и почетных грамот в ее адрес. Но заступничество не сыграло особой роли: мировой судья назначил учителю наказание в виде "лишения права заниматься педагогической деятельностью" на три года. На предварительном слушании родители обиженных детей единогласно просили снять все обвинения, но делу дали полный ход. Почему? У работников районного управления образования свое мнение на этот счет.
- Сегодня у прокурорских работников установка: сдать четыре уголовных дела в месяц, иначе премию не дадут. А что заслуженный работник может не оправиться от этой травмы, мало кого волнует. Видимо, решили сделать показательный процесс, - в сердцах бросил один из чиновников.
- Весь коллектив уверен, что нашу коллегу обвиняют напрасно, - говорит директор школы Марина Шаньгина. - Ведь нам ни разу не поступило ни одного заявления ни от родителей, ни от учеников - все было как обухом по голове. А педагог была в таком стрессовом состоянии, что просто не смогла защищаться в суде.
Учительница подала в городской суд апелляцию с просьбой снять обвинение в связи с примирением сторон, но получила отказ. Теперь последняя надежда восстановить честное имя - суд Свердловской области, куда на днях она снова обратилась с кассацией. Адвокат Алевтина Бочкарева считает, что добиться оправдательного приговора хоть и непросто, но возможно:
- Сегодня по 156 статье УК РФ очень мало судебной практики, бывали и оправдательные приговоры. За 30 лет работы педагог не имеет ни одного взыскания, сложности возникли с конкретным классом. Еще следует проверить, насколько родители заботятся о воспитании своих детей. Например, есть информация, что один из учеников имел редкий вид заболевания - не воспринимал письменный текст. Его бы надо переводить на домашнее обучение, а мать вообще отказывалась обратиться ко врачу. Кстати, моя подзащитная очень близко к сердцу приняла этот конфликт и предпочла уволиться по собственному желанию до приговора суда.
Впрочем, такое решение отнюдь не стало неожиданным для учительской среды.
- Об этом случае я знаю и никакой жалости к преподавателю не испытываю, - прокомментировал ЧП корреспонденту "РГ" министр общего и профессионального образования Свердловской области Валерий Нестеров. - Всякий случай насилия в школе - из ряда вон выходящий, и оправдать его нельзя. Дело в том, что этому преподавателю долгое время делали внушения, но, когда стало понятно, что ситуация не меняется, родители подали в суд. Я считаю, что приговор совершенно справедлив.
А вот юрист Алапаевского управления образования Иван Макарчук уверен, что министр судит несколько поверхностно: "Некоторые дети абсолютно неуправляемы, это издержки родительского воспитания. Я считаю, в области, да и в стране, идет не вполне продуманная политика в сфере защиты прав детей - по действующему закону об образовании права педагогов защищены очень ограниченно, по сути, почти любой недовольный оценкой ученик может их оклеветать".
Александр Адамский, заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам интеллектуального потенциала нации:
- У нас очень неоднородное учительство. А законодательно, не секрет, ни ребенок, ни учитель не защищены. К сожалению, доминанта современных взаимоотношений "учитель - ученик" - это насилие. Но примерно такая же ситуация и на Западе. Там нередки и обратные случаи рукоприкладства учеников по отношению к учителям.