За последние полгода в Киргизии заведены десятки уголовных дел, связанных с хищениями продовольственной пшеницы из фонда государственных материальных резервов.
Из этой же серии и преступление, выявленное на днях сотрудниками управления финансовой полиции. В Баткенской и Ошской областях республики они расследуют хищение более чем 121 тонны продовольственной пшеницы. Из материалов дела следует, что еще в апреле этого года руководство одного из мелькомбинатов заключило договор с бизнесменом о передаче ему 94 тонн зерна. А тот в свою очередь пообещал, что осенью вернет долг, но уже пшеницей нового урожая.
Так написано на бумаге, в реальности же хранитель зерна передал ушлому предпринимателю на 27 тонн больше. Покупатель рассчитался за товар по 5,4 сома за килограмм зерна, что гораздо ниже закупочной цены, которую госматрезервы устанавливают для крестьян. Хуже того, руководство мелькомбината полученные от сделки деньги не оприходовало.
Похожее уголовное дело заведено недавно следователями финансовой полиции в Ак-Талинском районе Нарынской области. Здесь в отделениях фонда госматрезервов выявлена недостача 36 тонн 337 килограммов зерна. Сумма ущерба составила свыше 236 сомов.
И это еще не самые большие потери. В Чуйской области, по сообщению прокурора Жумадыла Макешова, со склада, где хранилось зерно, припасенное правительством на непредвиденный случай, бесследно растворилось более 2,6 тысячи тонн пшеницы. И, как результат, государство оказалось в убытке на 9 миллионов 350 тысяч сомов.
Под контролем у правительства находится дело о хищении зерна в акционерном обществе "Буудай-Каракол". Здесь также речь идет о тысячах тонн пшеницы и миллионах сомов ущерба.
Воровство в системе госматрезервов происходило всегда. Не случайно же это ведомство, в чьем ведении находятся продовольственные и материальные запасы республики на черный день, давно считается золотой кормушкой, а потому и одной из самых коррумпированных структур исполнительной власти. Нет худа без добра - благодаря хлебному кризису в Киргизии, выявившему пустые амбары фонда госматрезезервов, правительство и парламент наконец-то обратили должное внимание на коррупцию, процветающую в этой системе.
Когда цены на хлеб и муку поднялись вдвое и не проходило и дня, чтобы депутаты не вызывали на ковер правительство, отдуваться за работу госматрезервов приходилось в основном премьер-министру Алмазбеку Атамбаеву, потому что глава ведомства избегал отвечать на острые вопросы и обвинения парламентариев. В конце концов, терпение руководителя кабмина лопнуло, и недавно вышел приказ об увольнении директора госагентства по госзакупкам и материальным резервам Джумасадыка Нуржанова.
На заседании правительства Атамбаев подверг резкой критике стиль работы теперь уже бывшего директора. По его словам, у Нуржанова не было даже печати, и все это делалось "для разворачивания взяточничества". Премьер-министр рассказал о случаях, когда и с министров требовали взятки.
Сам директор всячески избегал разговора с главой правительства. Когда бы его ни вызывали "наверх", Нуржанов был либо в командировке "по заданию президента", либо "на больничном". Как позже выяснилось, директор просто-напросто блефовал.
Анализ работы ведомства показал, что там систематически нарушались процедуры государственных закупок. Тендеры проходили непрозрачно, возможность участвовать в них имели далеко не все компании. И, как результат, основную цель государственных закупок - повышение эффективности использования бюджетных средств - его организаторы напрочь сбрасывали со счетов.
По мнению правительственных экспертов, основа для процветания коррупции в системе государственных закупок, как это ни парадоксально, была заложена действующим законодательством. Так, анализ закона "О государственных закупках" показал, что в нормативно-правовом документе 21 раз встречаются слова "по согласованию" с госагентством. Эта формулировка дает чиновникам широкие возможности для принятия решений. На это не раз обращали внимание международные институты, в частности Всемирный банк.
Руководство госагентства подвергли резкой критике и за отсутствие системности в работе. Это во многом способствовало тому, что в нужный момент, когда в стране разрастался ажиотажный спрос на хлеб и муку, правительство не смогло ничего предпринять, чтобы стабилизировать рынок продовольствия.
Правительство отметило, что ведомство не способно обеспечить проведение объемных интервенций, направленных на снижение цен на рынке, из-за неэффективного менеджмента, а также отсутствия необходимой инфраструктуры, что в полной мере проявилось во время "хлебного кризиса". Несмотря на распоряжения правительства переработать зерно в муку и реализовать его хлебопекарням, руководители госматрезервов предпочли занять выжидательную позицию.
Такое же равнодушие и нерасторопность высказывло госагентство и в отношении возврата средств за выданные товарные кредиты. На сегодняшний день дебиторская задолженность превышает 800 миллионов сомов.
Тем временем
По сообщению пресс-службы МВД, в Нарыне незаконно продано 30 тонн пшеницы, предназначенных для малообеспеченных семей. Один из ведущих специалистов районного управления вместо того, чтобы реализовать зерно по 7 сомов за килограмм социально незащищенным людям, продал все 30 тонн коммерсантке из Балыкчи по цене, почти в два раза превышавшей установленную стоимость.