Так, в Воронежской области до сих пор не могут определиться с тем, какие именно структуры и должностные лица обязаны взять ответственность за исполнение федерального и регионального законодательства об игорном бизнесе. С запросом по этому поводу председатель областной Думы Владимир Ключников недавно был даже вынужден обратиться к прокурору области. Мотивы обращения понятны: времени после того, как игровые автоматы на улицах были поставлены вне закона, прошло достаточно, но меньше их в областном центре не стало. "Ромашек" у нас в последнее время даже прибавилось за счет миграции из соседних регионов", - говорит Ключников.
Прокуратура в свою очередь направила представление об устранении нарушений законодательства об игорном бизнесе мэру Воронежа Борису Скрынникову, проинформировав его о том, что в пределах города выявлено свыше ста незаконно действующих игорных заведений. Что же мэрия? Она отвечает, что не имеет достаточных полномочий для зачистки своей территории от нелегального предпринимательства и сама призывает к наведению порядка налоговые инспекции и милицию. Налоговики действительно выявляют объекты нелегального предпринимательства, но предъявить штрафные санкции не могут: приняв закон о запрете определенных видов игорного бизнеса, депутаты тем самым, естественно, отменили и налог на них. Остается сигнализировать правоохранительным органам. Милиция по идее могла бы возбуждать дела о незаконной предпринимательской деятельности, но для квалифицированного обвинения, как правило, не хватает доказательств: не удается установить ни владельца "ромашек", ни тем более объема денежного оборота. Конфискация же и уничтожение нелегальных аппаратов самими правоохранителями трактуется как посягательство на частную собственность. И все дружно ссылаются на отсутствие специального правительственного документа, которым должен бы быть прописан порядок реализации закона.
При этом трудно объяснить, почему при той же самой законодательной базе успешно вводят игорный бизнес в отведенные ему рамки не только соседи воронежцев белгородцы, сумевшие укоротить его еще до выхода последнего федерального закона, но и куряне, и липчане, уверенно взявшие "быка за рога" сразу после 1 июля. В Курской области, например, как раз в момент обострения борьбы с не пожелавшими закрываться "точками", в местный закон "Об административных нарушениях" были внесены дополнения, увеличившие штраф за организацию игр с использованием автоматов на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц до 40 тысяч рублей, а на юридических лиц - до 500 тысяч рублей. По утверждению местной прокуратуры, в области к настоящему времени нет ни одного работающего вне правового поля игрового автомата.
Само по себе, впрочем, это еще не значит, что "ромашковое" поле "изрядно поредело. В Липецке тоже отрапортовали о полной виктории (до вступления закона в силу в салонах и на "точках" насчитывалось 1839 автоматов). На сегодня, по данным городского департамента экономики, в городе действуют 44 объекта игорного бизнеса, в числе которых 35 залов с автоматами. Так как по закону в легальном режиме могут существовать залы площадью более ста квадратных метров и при наличии не менее пятидесяти автоматов, то можно сделать вывод, что в сумме по городу сейчас действуют не меньше 1750 аппаратов. То есть реально из игры выведено примерно 90, не более пяти процентов общего количества автоматов. Остальные просто передислоцировались из одних помещений в другие, из малых - в большие. В таком режиме они будут продолжать действовать до 1 января 2008 года, когда по областному закону на территории области будут закрыты все объекты игорного бизнеса, кроме казино. Но уже сейчас в Липецке высказываются опасения, что "однорукие" могут просто поменять крышу: перерегистрируют салоны в филиалы казино - и вся недолга.
Не менее реальной выглядит перспектива ухода части игорного бизнеса в "подполье", на частные квартиры и в закрытые от широкой публики помещения. Правоохранительные органы утверждают, что государству не хватает законных механизмов для эффективного регулирования игорного бизнеса. Самая распространенная проблема в регионах, с которой сталкиваются при закрытии ставших нелегальными заведений, это отсутствие сведений о лицах, которым принадлежит игорная собственность. По этой причине суды возвращают чиновникам протоколы и несостоявшиеся дела безнадежно повисают в воздухе.