Приамурье охватила металлическая лихорадка. Практически каждый день железнодорожники, связисты и энергетики лишаются сотен килограммов металлических деталей и десятков метров медных кабелей. Изза этого предприятия не только терпят колоссальные убытки - под угрозу ставится безопасность движения поездов, жизнь людей. Но это не останавливает жителей амурских городов и поселков, охотящихся за металлом.
Сегодня в области действует несколько организованных бригад, которые хищение черных и цветных металлов поставили на поток. Депутаты Госдумы намерены внести поправки в законодательство и ужесточить контроль над пунктами приема металла, а также наказание за преступления, связанные с хищением чермета. Однако пока все остается на своих местах.
Больше всего в Амурской области страдают участки железной дороги, пролегающие в густонаселенных районах от Свободного до Буреи. Преступники снимают с действующих железнодорожных линий и вспомогательных путей рельсовые детали, оборудование сигнализации и автоматики, а также сбрасывают с вагонов перевозимый металлолом.
Преступные группы, как правило, хорошо подготовлены и технически оснащены, в том числе автотранспортом, который используется для вывозки похищенного металла. Каждый член бригады имеет мобильный телефон, знает принцип работы технических устройств железной дороги, энергетического оборудования.
Вопиющий случай произошел между Возжаевкой и Поздеевкой. На участке железной дороги между этими станциями локомотивная бригада обнаружила, что в хвостовой части состава неизвестные лица сбрасывают с вагонов металлолом и грузят его в автомобиль. Когда на место происшествия выехала группа военизированной охраны, оперативники задержали микрогрузовик и семь человек. Как выяснилось, все они являются жителями Белогорска, трое из них - несовершеннолетние. В большинстве случаев во главе бригады стоит взрослый, который руководит процессом, а непосредственно воровством металла занимаются дети. Это делается для того, чтобы уйти от серьезного наказания: малолетним преступникам дается условный срок, и они снова выходят на промысел.
- Только за полгода на амурском участке Транссиба зарегистрировано 335 случаев незаконного вмешательства в работу железной дороги. Наибольшее количество случаев хищения черных и цветных металлов, порчи устройств связи и энергоснабжения совершается на станциях Белогорск, Свободный, Магдагачи, Сковородино, Райчихинск и вблизи этих городов, - рассказывает Радомир Репин, начальник Забайкальского регионального центра безопасности. - Вырубаются рельсовые перемычки, кабели связи, вскрываются релейные шкафы светофоров, сбрасывается металлолом с проходящих поездов.
- Много хищений на Малой Забайкальской железной дороге в Свободном. Недавно преступники, разобрав путь, похитили 250 элементов рельсового пути. Под угрозой дальнейшая работа самой длинной в России детской железной дороги. Детали, используемые здесь в рельсовой колее, больше не выпускаются заводами, а имеющиеся запасы ограниченны, - объясняет Игорь Тимошенко, пресссекретарь Свободненского отделения дороги.
По словам преступников, они воруют металл не от хорошей жизни, основная причина - низкий социальноэкономический уровень жизни людей, отсутствие работы. Пойманные жители деревень объясняют свое "занятие" тем, что зачастую нет денег даже на хлеб.
- Сегодня сбор металлолома для нас единственная возможность прокормить семью, - делится Алексей, "металлист" со стажем. - В основном мы работаем на заброшенных зданиях, линиях связи. Если здесь ничего не находим, то идем на производство, ищем, что "плохо лежит". А что делать?
На сегодняшний день Постановление правительства России "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения", в соответствии с которым физические лица осуществляют сбыт металлолома, не работает в полную силу. На территории области имеется значительное количество пунктов приема металла, работающих нелегально.
Недавно железнодорожники обратились с открытым письмом к губернатору Приамурья Николаю Колесову. В своем обращении они просят ужесточить принимаемые меры в отношении людей, незаконно занимающихся скупкой металлолома. По мнению пострадавших, должен быть четкий контроль над выдачей лицензий на право приема и переработки чермета. При регулярных нарушениях нужно незамедлительно лишать таких предпринимателей лицензии. Приемные пункты металлолома должны постоянно подвергаться контролю со стороны правоохранительных органов.
Впрочем, в милиции подчеркивают, что за бизнесменами"металлистами" итак постоянно следят. Проблема вся в том, что за редким исключением сложно установить происхождение той или иной детали в груде металла. Конечно, если это специфические элементы, например железнодорожные противоугоны, то здесь ситуация проясняется сразу. Проследить путь того же медного кабеля гораздо сложнее. Люди могут его вырезать в заброшенном здании, не нанеся вреда, а могут снять с телефонной линии, оставив без связи сотни людей. Сегодня остро стоит именно эта проблема.
- Летом и осенью у нас страдают воздушные линии связи. На них постоянно срезают сотни метров медного кабеля, - говорит Владимир Орлов, начальник межрайонного узла электросвязи Тынды. - Мы несем убытки в сотни тысяч рублей не только изза того, что нам приходится за свой счет восстанавливать поврежденные линии, но и изза выплаты компенсаций людям, у которых не работал телефон по вине "металлистов". Самые проблемные районы у нас - это временные поселки, где линии проходят по воздуху и доступны для мародеров.
Не меньше проблем от "металлических" воров и у энергетиков. Только если на железной дороге и линиях связи провода можно срезать относительно безопасно, то на линиях электропередачи риск повышается в разы. Каждый год в Приамурье погибают несколько расхитителей электрических проводов.
В это же время в самих пунктах приема металлолома считают, что пока есть спрос на черный и цветной металлы, люди будут сдавать лом. А его поиском они будут заниматься повсюду, где он есть. Если закрывать пункты приема, то предприимчивые охотники за металлом все равно найдут, кому сдать украденный кабель или железнодорожный башмак. Решение проблемы, по мнению "железных баронов", нужно искать в другом - людям, особенно в деревне, надо дать работу.
Сергей Малинин,начальник отдела промышленности министерства промышленности, топливноэнергетического комплекса и связи Амурской области:
- Единственное, что нам дано,- это право выдавать лицензии и контролировать. При выявлении нарушений в работе приемщиков металлолома мы можем налагать административные штрафы - для юридических лиц средний размер штрафа составляет порядка 40 тысяч рублей. В случае повторного или грубого нарушения размер штрафа увеличивается и даже возможен отзыв лицензии. Правда, в последнем случае все решается через суд.