В России между тем сложилось неоднозначное мнение о качестве нашего пива, основанное, скорее, на крайне слабой осведомленности покупателей о сути производственных процессов пивоварения, нежели на вкусовых ощущениях потребителей напитка. По мнению специалистов, развеять существующие мифы о качестве российского пива можно только посвятив потребителей в тайны пивоварения и рассказав им о процессе производства и тенденциях, которые определяют современные реалии данного сектора российской экономики.
С этой целью подкомитет Торгово-промышленной палаты РФ по развитию рынка пивобезалкогольной продукции организовал на днях в Ростове-на-Дону "круглый стол" по теме "Потребительский рынок: производственный и общественный контроль над стандартами качества в пивоваренной отрасли". В заседании приняли участие представители ведущих предприятий отечественной пивоваренной отрасли и независимые эксперты.
"Пиво - это холод, солод и совесть пивовара", - с такого утверждения начал свое выступление на форуме Борис Баташов, директор по качеству ОАО "Пивоваренная компания "Балтика", руководитель Рабочей группы по качеству подкомитета ТПП РФ по развитию рынка пивобезалкогольной продукции. По словам представителя санкт-петербургского производителя, отношение к сырью в процессе пивоварения - одна из важных составляющих успеха. "Наша компания с 2005 года реализует собственный агропроект, которым занимается целая группа специалистов, - рассказал Борис Баташов. - Кроме того, на предприятиях компании на разных этапах производства проводится постоянный лабораторный контроль качества пива, сырья для его приготовления, а также упаковки и оборудования".
На заводах компании усилиями собственных специалистов и с привлечением иностранных профессионалов разработана и внедрена собственная система контроля качества. При этом требования, которые предъявляются к некоторым характеристикам и показателям конечной продукции, на предприятии даже более жесткие, чем те, что диктуются мировыми стандартами. Это подтвердили результаты межлабораторных испытаний по системе Carlsberg, в которых в первом квартале нынешнего года принимала участие производственная лаборатория завода "Балтика-Челябинск". Подразделение компании заняло второе место среди 83 лабораторий пивоваренных заводов по всему миру.
Помимо осуществляемого контроля качества продукции на всем этапе производства специалисты "Балтики" выборочно изымают образцы товара в торговых сетях и проверяют, насколько дистрибьюторы соблюдают необходимые условия хранения пива. С помощью современного оборудования профессионалам не составляет особого труда выяснить, хранился товар в жарком или, наоборот, в слишком холодном месте, испытал ли на себе прямое попадание солнечных лучей или подвергался резкому перепаду температур. Сама продукция, прежде чем уйти со склада предприятия в магазин, проверяется представителями надзорных органов, которые выдают необходимое для дальнейшего прохождения товара специальное удостоверение.
При этом предприятия отрасли устанавливают и собственные стандарты качества продукции и сырья. Так, например, на заводах компании "Сан ИнБев" не ограничиваются только действующим российским ГОСТом, в котором описаны семь параметров готового пива. Продукция оценивается по внутренней системе, которую определяют 25 показателей. Кроме того, постоянно проводится микробиологический контроль культуры дрожжей.
Тот факт, что пивоваренная индустрия одна из самых оснащенных в мире, также позитивно сказывается на качестве продукции. "Наш завод широко использует новейшие инновационные технологии, - замечает Павел Филиппов, директор по операционной деятельности ростовского пивоваренного завода группы компаний "Эфес" в России, член подкомитета ТПП РФ по развитию рынка пивобезалкогольной продукции. - Инновации внедряются как в самом процессе пивоварения, так и при производстве тары и упаковки".
В большинстве российских пивоваренных компаний внедрены современные системы управления производством и контроля качества. Они прошли сертификацию качества по требованиям ISO-9000. Сертификаты получили предприятия группы компаний "Эфес" Россия, ОАО "Пивоваренная компания "Балтика", "Сан ИнБев", группа компаний "Хейнекен" в России, "Калужская пивоваренная компания" (российское подразделение компании "САБ Миллер").
По словам президента Всероссийской организации качества доктора экономических и технических наук, профессора, члена Научного совета при Совете безопасности РФ Геннадия Воронина, именно пивовары одними из первых в России стали внедрять у себя международные стандарты качества. Представитель Совбеза России уверен, что "те предприятия, которые работают в соответствии с требованиями ISO-9000, на выходе получают качественный товар". Специалист объясняет, что сам стандарт в первую очередь подразумевает наличие на заводе качественного управления. При этом Геннадий Воронин убежден, что качество - это не экономическая категория, а нравственная и, "если у производителя есть нравственные устои, они не дадут ему выпускать некачественный продукт".
Собравшиеся на "круглый стол" были уверены, что российские пивовары обладают нравственными устоями, о чем свидетельствует возросшая за последнее время популярность отечественной продукции за рубежом. Вдобавок ко всему, говоря о пиве, специалисты утверждают, что этот чистейший продукт в течение вот уже восьми тысяч лет изготавливается из одних и тех же натуральных ингредиентов - хмель, солод, вода, дрожжи - и не терпит каких бы то ни было примесей и заменителей в себе. Так что качественные параметры пива определены уже давно.
Тем не менее представители отрасли считают важным фактором в работе своих компаний то, что вопрос о контроле качества продукции решается внутри профессионального сообщества. Три года назад Союз российских пивоваров принял Кодекс чести организации, один из разделов которого посвящен аспектам производства и качества продукции. В частности, согласно положениям Кодекса все члены союза обязуются не допускать использование в производстве пива низкокачественного сырья (ниже 2-го класса), даже если оно в конечном виде будет соответствовать нормам Государственного стандарта, и не использовать генетически модифицированное сырье.
Такой критерий, как качество продукции, считает член Комитета Госдумы по безопасности, кандидат биологических наук Николай Павлов, это еще и "здоровье граждан России, особенно молодого поколения". По данным депутата, количество смертей от отравления алкоголем говорит о том, что "в 99 процентах случаев виновата была суррогатная водка", поэтому, уверен Николай Павлов, "в наших интересах поддерживать отечественных пивоваров, которые делают качественный продукт, и помогать создавать в стране культуру пития".
С мнением члена Комитета Госдумы по безопасности согласился заместитель председателя Законодательного собрания Ростовской области Евгений Шепелев, который сказал, что "пивоваренная индустрия - одна из немногих, которую можно отнести к отрасли социально ответственного бизнеса. В качестве примера вице-спикер областного парламента привел деятельность компаний "Эфес" и "Балтика", которые имеют свои представительства в регионе. "На днях наше Законодательное собрание утвердило стратегию социально-экономического развития региона до 2020 года, - поведал Евгений Шепелев. - Так вот эти две компании гораздо раньше пошли тем путем, который мы для себя наметили: это касается и привлечения инвестиций, и применения инновационных технологий, и стремления соответствовать международным стандартам".
Заместитель генерального директора ФГУ "Ростовский центр стандартизации и метрологии" Ирина Лесина подтвердила слова своего земляка об ответственности российских пивоваров, сославшись на данные лабораторных испытаний, проведенных ее ведомством, которые говорят, что "нареканий по параметрам безопасности продукции пивоваренных заводов нет".
Выводы прошедшего "круглого стола" напрашиваются сами собой: положение отрасли стабильно, производство растет, и при существующих акцизах, как надеются пивовары, положительная динамика сохранится. По данным, озвученным на форуме, рост пивного рынка в 2007 году составит 10-12 процентов. Вместе с тем российская пивоваренная отрасль становится все более открытой для потребителей, и ее представители уже обсуждают возможность проведения экскурсий на производствах или, как вариант, трансляцию работы заводов в Интернете на сайтах своих компаний.